Эстафеты с бегом, прыжками и метаниями. “Встречная эстафета с бегом” I. Организационный момент

Бег наперегонки . Бегать наперегонки можно по-разному. В зависимости от наличия сво­бодного места устанавливается расстояние, на которое дети должны бегать. Они становятся на линию старта, не мешая друг другу, и бегают до определенного места, а назад возвращаются в более медленном темпе. После четырех попыток надо дать дополнительный отдых - это может быть игра малой подвижности или на внимание.

"Белые медведи". Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются "запят­нать" бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д., или составляют собственные пары и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

"Второй лишний". Играющие образуют круг. С внешний стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.

«Вызов номеров». Игроки каждой команды рассчитываются по порядку. Руководитель вы­зывает определенный номер. Игроки с этим номером бегут до отметки и обратно. Прибежав­ший первым приносит своей команде одно очко, вторым - два и т.д. Побеждает команда, набравшая меньшее число очков. Вызов номеров производится вразбивку. Игра проводится с ведением мяча, на лыжах.

«Гуси-лебеди». На расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертится круг диаметром 2 м. Дети идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий. По сигналу они убегают от линии старта, а водящий старается кого-нибудь «осалить». «Осаленные» помогают водящему.

"Два Мороза". Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – «два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз - синий нос». Другой: «Я Мороз - красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь - дороженьку пустить­ся? » Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После всех этих слов ребята перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз». Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками, И те присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. В конце игры отмечаются ребята, не попавшие к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

«День и ночь». На линиях в 3-5 метрах друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «день», другая – «ночь». По сигналу «день» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Подсчитывается число «осаленных», и команды меняются ролями. Побеждает команда, «оса­лившая» большее число игроков другой команды.

"Караси и щука". Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Посередине находятся двое водящих, которые держатся за руки. По сигналу играющие перебегают на другую сторону, а водящие стараются их поймать. Пойманные присоединяются к водящим. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные игроки.

"Космонавты". В разных частях комнаты чертятся кружки или контуры ракет с расчетом, чтобы для нескольких играющих места не хватило. Взявшись за руки, дети идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, ребята разбегаются, стараясь занять любое свободное место на ракетах. Опоздавшие собира­ются в центре круга. Игра повторяется несколько раз. После игры отмечаются ребята, ни разу не опоздавшие на ракету.

«Кот и мыши». На ковре или на дорожке небольшую площадку огораживают лестницей, поставленной на ребро, кубами, реечками на стойках. Это мышиные «норки». Один ребенок получает шапочку кота. Он отходит подальше в сторону и располагается где-нибудь на возвы­шенности, например, на высоком стуле сидит, подобрав под себя ноги. Вожатый произно­сит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит». Играющие, услышав эти слова, проползают по комнате. Вожатый приговаривает: "Тише, мыши, не шумите и кота не разбудите!" Дети легко, бесшумно бегают. Через 15-20 с вожатый говорит: "Просыпается кот". Ребенок, изображавший кота, должен спустится вниз, встать на четвереньки и, выгнув спину, крик­нуть "Мяу!". Затем он бежит за мышами, которые прячутся в своих норках. Убегая от кота, дети не пролезают, а просто вбегают в норки. Коту нужно поймать 4-5 мышек. После этого кота меняют.

«Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются шеренгами лицом друг к другу на проти­воположных сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. На левом фланге каж­дой шеренги в углу площадки установлены стойки. На середине площадки ставят табурет с надувной игрушкой. Ведущий называет номер. Игроки обеих команд под этим номером уст­ремляются к стойке противоположной шеренги, огибают её и стараются схватить игрушку, за что команде начисляется очко. Затем игрушку ставят на место и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

"Лиса в курятнике". На одной стороне площадки очерчивается "курятник". В курятнике на "насесте" (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится "нора" лисы. Все остальное место - двор. Один участник игры - лиса, остальные - куры. По сигналу вожатого куры выбегают и "клюют зерна", а в это время лиса должна поймать их. Но если курица успела забраться на насест, ее ловить нельзя. Игра кончается, когда лиса поймает 3-4 кур. После этого вожатый меняет лису.

"Лиса и гуси". Дети, изображающие гусей, держат друг друга за плечи. Становятся в ко­лонну по 4-8 человек. Перед каждой колонной - лиса. Первый участник в колоне выполняет роль гусыни. Гусыня любым способом пытается помешать лисе захватить гусенка, стоящего последним в колонне. Гусята должны стремиться к тому, чтобы между ними и лисой стояла гусыня. Если лиса сумеет схватить гусенка, то в колонне все превращаются в беззащитных гусят, и лиса может ловить кого захочет до тех пор, пока вожатый на назначит новую лису.

«Ловушки – перебежки». По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями нахо­дится ребенок-ловушка. После слов: "Раз, два, три - лови!" - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловушка ловит их. Тот, до кого ловушка сумеет дотронуться, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловушек.

"Ловушки с приседаниями". В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел при­сесть.

"Лошадки". Дети делятся на две группы: одни изображают лошадок, другие - конников. Каждый конник имеет вожжи - скакалки. По сигналу вожатого конники ловят лошадок и запрягают их. По сигналу воспитателя конники должны ехать (тихо, рысью, галопом, ша­гом). Через некоторое время лошадок распрягают на "луг", а конники садятся отдыхать. Через 2-3 повторения дети меняются ролями. Если один конник долго не может поймать ло­шадку, то другие конники ему помогают.

"Салки". Играющие разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого водя­щий коснулся рукой, меняется с ним ролью. Если играющих много, назначается несколько водящих.

"Сквозь обруч". Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придержива­ет вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны про­скочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

"Упасть не давай". Дети делятся на 3-4 группы. Каждая группа имеет свой обруч (желатель­но разного цвета). По сигналу вожатого дети становятся около стартовой черты, в колонну друг за другом, и ставят обручи справа, приготовившись их катить. По сигналу "Побежали!" дети бегут, одновременно подталкивая обруч. Надо прокатить обруч до другой стороны пло­щадки, не уронив его.

"Успеть проскочить". Двое водящих стоят лицом друг к другу, соединив поднятые вверх руки. Остальные играющие пробегают под поднятыми руками. По сигналу водящие опускают руки. Пойманные игроки присоединяются к водящим. Игра прекращается, когда все играющие будут пойманы.

Эстафета "Паровозик" . Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку парт­нера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т.д. Пока не пробежит дис­танцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.

При повторении эстафеты колонну надо развернуть так, чтобы направляющий стал после­дним, а замыкающий - первым.

Комбинированный урок:

Раздел: «Легкая атлетика»

Тема: «Эстафеты с бегом и прыжком»

Тип урока: закрепление ранее изученного материала

Цель: повторить выполнение строевых команд, разминки в движении; вспомнить технику челночного бега; разучить игру на внимание игру.

Основные задачи:

Повторить с учащимися выполнение челночного бега;

Способствовать формированию навыков выполнения спортивных эстафет;

Развивать ловкость, выносливость, силу, быстроту;

Воспитывать умения управлять эмоциями, развивать чувство товарищества и взаимопомощи;

Место проведения: спортивный зал

Время проведения:

Дата проведения:

Инвентарь и оборудование: эстафетные палочки 2 шт., гимнастические палочки, фишки, скакалки 2 шт., мячи 2 шт.

Конспект составил: учитель физкультуры школы

Куслина Оксана Николаевна

Части

урока и

их

продол

житель

ность

Частные задачи к

конкретным видам

упражнений

Содержание

учебного

материала

Время

Организационно-

методические

указания

1

2

3

4

5

Вводная часть

Основная

часть

задача 1

Задача 2

Содействовать развитию внимания и четкому выполнению поставленной задачи.

Ходьба по залу;

Бег

Ходьба на восстановление дыхания;

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой;

Специальные беговые упражнения:

Напоминаю технику челночного бега.

Содействовать формированию навыка игры в команде.

Способствовать развитию ловкости, выносливости, силы, быстроты.

Способствовать воспитанию умения управлять эмоциями;

развивать чувство товарищества и взаимопомощи.

Способствовать ознакомлению учащихся с разнообразием спортивных эстафет;

    Построение приветствие

Перестроение на месте: «на-право!» «на-лево!»

Ходьба на носках

Ходьба на пятках

Перестроение в 2 шеренги.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой прилагаю.

Бег по диагонали

Бег с высоким поднимание бедра;

Бег с захлестыванием голени назад;

Ускорение.

Команда: «На право!». «На линию старта – шагом марш!»

Челночный бег.

Разучиваем технику. По сигналу выполняют старт с места, добегают до обозначенной линии затем возвращаются назад шагом. Опять по сигналу дети добегают до линии, там выполняют разворот и бегут к исходной точке

Учитель подает сигнал, все бегут. После пробежки следует обратить внимание детей на ошибки: кто – то слишком большой круг стал делать для разворота, кто –то низко присел на старте.

1.Эстафета «Передай другому»

У первых участников команды эстафетная палочка. На противопо-ложном конце зала лежат фишки. По сигналу учителя обучающиеся бегут к фишкам, обегают их и возвращаются к своей колонне. Передают эстафетную палочку следующим участникам. Эстафета заканчивается, когда пробегут все участники.

    Эстафета «передай мяч».

Ноги шире плеч. Последним игрокам команды выдано по мячу. Последние номера передают мяч между ног впереди-стоящему. Мяч не должен упасть или коснуться пола. Побеждает команда, чей последний игрок пересек линию старта первым.

    Эстафета «Хлопок»

Начинает эстафету напровляющий бежит до фишки делает разворот возвращаясь передает эстафету хлопко м следующимуу играка. Кто из игроков первым пересечет линию старта та команда и победит.

2 мин

3 мин

2 круга

2 круга

4 мин

10 мин

15 мин

Входят в спортивный зал в спортивной форме и обуви.

Строятся в шеренгу. Выполняют строевые упражнения.

Слушают и осознают задачи урока.

Выполняют упражнение на восстановление дыхания.

Выполняют разновидности бега:

В медленном темпе!

Выполняем упражнение в колоне по одному соблюдаем дистанцию;

Для бега дистанция между учениками должны быть не менее 1,5 – 2м, выполняя челночный бег

Показ учителя.

Выполняем упражнения друг за другом;

Отметить победителей

Обратить внимание учащихся на соблюдении правил эстафеты и техники безопасности.

Отметить победителей

Обратить внимание учащихся на соблюдении правил эстафеты и техники безопасности.

Отметить победителей

Обратить внимание учащихся на соблюдении правил эстафеты и техники безопасности.

Отметить победителей

Заключи-тельная часть

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности

Малоподвижная игра на внимание:

    Построение

«Класс, в 1 шеренгу становись!»

- «Равняйсь!» «Смирно!»

«Спортивный инвентарь»

Напомнить праивла игры

Что было сложно?

    Подведение итогов занятия.

    Выполнить команду «До свидания!», «Разойдись!»

30сек

2 мин

2 мин

30 сек

Выявление мнений учащихся о результативности их деятельности.

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок.

Выделение лучших.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой:

а) И. п. – О. с., палка в опущенных руках

    Палку поднять на грудь.

    Палку поднять вверх, потянуться, посмотреть на палку.

    Палку опустить на грудь.

    И. п.

б) И. п. – стоя ноги вместе, палка над головой широким хватом

    Отставить левую ногу с наклоном туловища влево.

    И. п.

    То же, но в другую сторону.

    И. п.

в)И. п. – О. с., палка в опущенных руках

    Палку поднять вверх, левую ногу назад на носок; прогнуться, ноги прямые, смотреть вверх.

    И. п.

    То же, но с другой ноги.

    И. п.

г) И. п. – стоя ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках

    Нагнуться, дотронувшись палкой до стоп (выдох).

    Выпрямиться в И. п. (вдох).

Повторить 6 – 8 раз.

Д) И. п. – ноги врозь, палка в опущенных руках

    Присесть, вытянув прямые руки с палкой вперёд (выдох).

    Шайбу! Команда состоит из 10 - 12 человек. Команды становятся в колоны по одному. В руках у направляющих хоккейные клюшки и на полу по шайбе. Перед каждой командой стоит по 1 - 2 стойке, а на другой стороне площадки расположены ворота. За сигналом первые игроки бегут с шайбой и начинается игра.

    Передача мяча в шеренге. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. У первых игроков мяч в руках. По сигналу дети быстро передают мяч из рук в руки, в шеренге, в одном направлении. Последний поднимает мяч вверх и данная команда получает 1 балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

    Пятнашки мячом. Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается с середины поля. Команда, захватившая мяч, начинает бросать его в противника. Засчитывается только прямые попадания мяча. Члены команды пасуют мяч друг другу. Команда, которая произведет большее количество бросков по противнику в обусловленное время, считается победителем. При выполнении упражнения следить глазами за мячом.

    Возьми последний. Играющие двух команд строятся в колонну по одному за общей линией старта. Впереди колонн, на расстоянии 20 метров расставлены в ряд городки, булавы, кубики, мячи и т. д. Предметов на 1 меньше общего числа участников обеих команд. По сигналу направляющие в колоннах бегут к предметам и берут по одному с краю (один берет справа, другой - слева), возвращаются назад, обегают свои колонны сзади и дотрагиваются рукой до очередного игрока своей колонны. Тогда тот стартует и выполняет тоже самое. Выигрывает команда, игрок которой возьмет последний предмет.

    Снайперы. Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

    Воробьиный марш. Участвуют 2 команды, которые строятся за линией старта, в колонны по одному. Каждому участнику связывают ноги (можно скакалкой) ниже колен. По сигналу, первые номера продвигаются вперед прыжками. Достигают поворотного пункта, возвращаются обратно и касанием руки посылают в путь следующий участников. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее других.

    Стакан воды . Дети располагаются на две команды и строятся в колонны один за другим. У первых игроков из каждой команды по стакану воды. На расстоянии 6м напротив каждой команды стоит по флажку. За сигналом ведущего первые игроки двух команд должны быстро должны добежать до флажка и вернуться назад, не разлив при этом воду. Потом передать стакан следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первой.

    Бег в мешках. Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Перед колоннами чертится линия старта. Игроки, которые стоят первыми, залазят в мешки. За сигналом ведущего, придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылазят из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

    Пролезь через обручи. Все игроки делятся на две команды и строятся в колонны по одному. На расстоянии 3 и 5 м напротив каждой колонны лежат один за другим два обруча, а на расстоянии 7 м - мяч. За сигналом ведущего первые игроки каждой из команд бегут до первого обруча, останавливаются перед ним, берут его двумя руками, поднимают над головой, одевают обруч на себя, приседают, кладут обруч на пол, бегут ко второму обручу, встают в центр него, берут руками, поднимают над головой и опускают на пол. После этого игроки обегают мяч и возвращаются на свое место. Игру продолжает следующий ребенок. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием первой.

    Быстрый поезд. Дети разбиваются на две команды. Игроки каждой команды строятся один за другим в колонну. Перед каждой командой на расстоянии 6 - 7 м поставлен флаг. Первый игрок в команде бежит к флажку обегает его и возвращается на место, где за него хватается следующий участник, и дети бегут к флагу вдвоем. Затем возвращаются и берут третьего и т. д., пока вся команда не обежит вокруг флажка. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.

    Переправа. Дети делятся на две команды, которые «отдыхают на речке». У каждой команды по обручу - это «лодка». Команды должны переплыть в «лодке» с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в «лодку», берут с собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращаются за следующим. Можна брать с собой только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу, выигрывает.

    Переноска мячей. Участники делятся на две команды. Каждой команде выделяются различные предметы в ящиках. По сигналу воспитателя каждая команда должна захватить как можно больше предметов из ящика противника и перенести их в свой ящик. За одну пробежку разрешается брать только один предмет. Все команды в начале игры имеют одинаковое количество предметов. Побеждает команда, которая быстрее перенесет предметы в свой ящик.

    Бег по кочкам. Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 см по прямой или извилистой линии.
    По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
    Варианты эстафет:
    Встречная эстафета. Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде: «Марш!» они начинают бег. Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д.

    Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил пробежки раньше.
    Простая круговая эстафета. Играющие делятся на три-пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, -крайние от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, мяч). По сигналу ведущего эти игроки бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных спиц, к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру команды). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету игрок также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с краю и ему принесут эстафету, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. По поднятой руке видно, кто закончил эстафету раньше. Правила запрещают во время обегания касаться стоящих игроков, а тем - мешать игрокам, совершавшим пробежки.


    Большая эстафета.

    На четырёх углах площадки ставят флажки, а в центре - большой флаг. Игроки делятся на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и обежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте. Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать к центральному флагу и постучать по древку эстафетной палочкой. Малые флажки обегают с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обежать четвертый угловой флажок.


    Эстафета - чехарда

    Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Расстояние между командами 3 - 4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8− 12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый опирается руками на одну ногу и, наклонившись вперед, прячет голову. По сигналу ведущего игроки, стоящие впереди в колоннах, бегут вперед и совершают опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и встают затем на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд. Получившие касание рукой, бегут вперед, совершают опорный прыжок и остаются в кружках и т. д. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, то есть игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечет линию старта, откуда игроки начинали бег.


    Эстафета с мячом.

    Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1−2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько раз подряд. Выигрывает команда первой закончившая передачи.
    Эстафета - поезд. Перед командами, стоящими в колоннах проводится линия, а в 10 - 12 м от каждой из них ставятся стойки (набивные мячи). По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и направляются к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта. В игре большую нагрузку получают первые номера, поэтому при повторении участники в колоннах располагаются в обратном порядке.

    Бег командами (поезда)

    Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв его за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3—5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15—20 м ставят стойку или другой предмет.

    По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

    Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку огибает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем, затем — третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

    Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

    Вызов номеров

    Игроки стоят перед стойками (флажками, булавами...), расположенными в 15—20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колоннах или шеренгами.

    Ведущий игру громко называет номер, например «5». Пятые номера команд бегут вперед, обегают предмет и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию, которая проведена в четырех шагах перед колоннами (шеренгами), получает очко. Если играют 3 команды, первый в забеге получает 2 очка, второй — 1 очко.

    Финишировавший последним не получает зачетных очков. Финишировавшим одновременно начисляют по очку.

    Игроков вызывают в любом порядке, при этом паузы для подведения итогов после каждого вызова не делают. Новый вызов следует сразу после того, как последний игрок пересечет линию финиша. Игра прекращается после того, как каждый стартует по 1—2 раза.

    Выигрывает команда, набравшая больше всего очков.

    Если играют дети младшего возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками: «львы», «тигры», «лисы», «зайцы» — или цветами. Тогда это будет не «Вызов номеров», а «Эстафета зверят» и др.

    Эстафета приставными шагами

    Эта эстафета проводится, как линейная. Передвижения осуществляются: а) приставными шагами правым боком; б) приставными шагами левым боком; в) приставными шагами спиной вперед.

    Эстафета чехардой

    Игроки строятся в колонны, в 10 шагах перед каждой из них чертится квадрат со сторонами один метр или такого же диаметра круг. В них встают первые игроки каждой команды. Они упираются руками на одну ногу, наклоняются вперед и прячут голову.

    По сигналу игроки, стоящие впереди колонны, бегут вперед, прыгают, отталкиваясь руками о спины (чехардой) игроков в квадратах, и становятся на их места. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего становятся позади своих команд.

    Игроки, получившие эстафету (в данном случае прикосновение), бегут вперед, так же перепрыгивают чехардой через стоящих в квадрате и занимают их место, а те возвращаются в колонну и т. д.

    Эстафета заканчивается, когда игрок, первоначально стоявший в квадрате, совершит прыжок (оставаясь затем в квадрате), а тот, кто перепрыгнул (последний в колонне), пересечет линию старта.

    Рак пятится назад

    Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—15 м ставят по флажку. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

    Во время движения оглядываться не разрешается.

    Навстречу друг другу

    Для игры требуется не менее 16 человек. В этом случае создаются 2 команды по 8 человек, каждая из которых делится пополам. Игроки выстраиваются друг против друга. Участнику игры, возглавляющему свою команду на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу, пластмассовой булаве, городку). По команде «Марш!» он начинает бег.

    Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих колонн, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д. Эстафета заканчивается, когда колонны, составляющие команду, поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

    Часто проводят игру с двойными перебежками, т. е игра не останавливается, когда ребята поменяются местами на площадке. В этом случае игрок, оказавшийся первым на противоположной половине, после передачи ему эстафеты снова бежит вперед. Передав эстафету, он встает в конец колонны, а когда окажется снова впереди и ему принесут эстафету, игра заканчивается. Игрок дает знать об этом, поднимая вверх руку с эстафетной палочкой.

    Если в команде нечетное количество игроков, например 9, то в одной колонне будет 4 игрока, а в другой — 5. В этом случае бег начинают с той стороны, где количество участников в команде на 1 больше. Если сделать наоборот, то один из игроков останется без перебежки.

    Игру можно проводить с мячами, например баскетбольными. Тогда участники продвигаются вперед, ведя мяч ударами о землю.

    В упрощенной эстафете с мячами игроки в колоннах не перебегают на противоположную сторону, а, сделав передачу мяча по воздуху игроку, стоящему напротив, отбегают назад и встают в конец своей колонны. В таком варианте игра заканчивается, когда начинавший броски игрок снова окажется впереди, получит мяч и поднимет его вверх. Передачи мяча можно также делать ударами мяча о землю или перекатывать его на противоположную сторону по земле.

    Круговая эстафета

    Все играющие делятся на 3—5 команд и встают лучами от центра круга (наподобие спиц колеса), повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч — шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

    По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных «спиц» к своей команде и передают палочку ожидающему с края игроку, а затем бегут на другой конец своей шеренги (ближе к центру) и становятся там.

    Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с края, ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

    Правила запрещают во время игры касаться стоящих в «спицах» игроков, мешать тем, кто совершает перебежки. Упавшую палочку поднимают и продолжают бег. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

    Эстафету по кругу так же, как и встречную, можно проводить с ведением баскетбольного мяча. Можно менять направление движения, т. е., повторяя игру, давать задание участникам бежать по кругу в другую сторону.

    Эстафета с поворотами

    За общей линией старта выстраиваются две- три команды, игроки которых стоят в колонне по одному. В 12—18 метрах от линии напротив каждой колонны — набивной мяч (городок, флажок).

    По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку встает в конец своей колонны.

    Победа, как правило, достается более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.

    Эстафета с преодолением препятствий

    Проводится так же, как линейная эстафета. Во время эстафеты играющие преодолевают препятствия: перепрыгивают через мячи, полоски шириной 80—100 см и т. п.

    Посадка картошки

    Команды выстраиваются перед стартовой линией. На расстоянии 10—20 шагов (зависит от размеров игровой площадки и возраста игроков) чертят перед колоннами 4—6 кружков в полутора шагах один от другого. Стоящим впереди дают по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков).

    По сигналу игроки с мешочками, продвигаясь вперед, кладут по одной картофелине в каждый кружок. Затем возвращаются обратно и передают пустые емкости очередным игрокам. Те бегут вперед собирать посаженную картошку и, наполнив мешочки, возвращаются к третьему номеру команды, который снова бежит вперед «сажать картошку». После пробежки игрок встает в конец своей колонны. Закончить раскладку и сбор картошки обязаны все игроки команды. При этом упавшую картошку они должны поднять, положить в мешок и только после этого продолжать движение.

    Команда, сумевшая быстрее других закончить посадку и сбор картофеля, считается победительницей.

    Вместо кружков можно положить перед командами небольшие пластмассовые обручи, картофелины заменить теннисными мячами. Если нет мешочков, можно взять сумки, детские корзинки, ведра.

    Ходьба и бег с картоном на голове

    Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются с картоном на голове, сохраняя равновесие. Если во время ходьбы или бега картой упадет, то игрок должен остановиться, поднять его, положить на голову и продолжать движение. Картон нельзя придерживать руками.

    Ходьба по начерченной линии

    Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются по начерченной линии (доске или гимнастической скамейке) с поднятыми вверх или согнутыми за головой руками, сохраняя положение равновесия и правильную осанку.

    Бег по кочкам

    Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30— 40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны.

    Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

    Посадка овощей

    Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их условно изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и мешочек с овощами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.

    Эстафета с шайбой

    Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—12 м ставят по флажку (или по стулу). Первые номера в командах получают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою очередь, обводит шайбу вокруг флажка и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.

    При повторении игры можно поставить задачу вести не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

    Прыжок за прыжком

    Игроки в колоннах разделяются на пары, каждая имеет одну короткую скакалку. Команды встают в 3—4 шагах друг от друга, расстояние в них между игроками 1 шаг. Пара игроков держит скакалку за ручки, натянув ее в 50—60 см от пола.

    По сигналу первые пары кладут скакалку на землю и оба игрока бегут (один налево, другой направо) в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех впередистоящих пар. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою скакалку за концы.

    Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку на землю, прыгает через скакалку первой пары, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т. д. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки в командах не закончат прыжки.

    Побеждает команда, игроки которой закончили прыжки первыми и без нарушения правил.

    Эстафета со скакалкой

    Проводится, как линейная эстафета: играющие передвигаются, вращая скакалку. Может проводиться в парах. Играющие передвигаются, держась за руки, а свободными руками вращают скакалку.

    Прыжки через палку

    Игроки становятся шеренгой или колоннами на расстоянии шага друг от друга. Расстояние между колоннами (командами) 4—5 шагов. В 10—12 м перед командами ставят флажки. Первые номера держат в руках гимнастическую палку длиной 90—100 см. По команде «Внимание, марш!» игрок с палкой устремляется вперед, огибает флажок и, возвращаясь к своей колонне, протягивает один из концов палки второму номеру (обычно в правую руку). Затем оба игрока, опустив палку, проносят ее в конец колонны под ногами всех играющих. Те внимательно следят за продвижением палки и подпрыгивают, когда нужно пропустить палку.

    Первый номер остается в конце колонны, а второй игрок бежит с палкой к флажку, огибает его и, вернувшись обратно, так же проносит палку (вместе с третьим номером) под ногами всех игроков и т. д.

    Игра заканчивается, когда все участники команды выполнят упражнение и палка снова будет в руках у капитана команды.

    Если игрок не перепрыгнул, а перешагнул через палку или при проносе палки игроки отпустили один конец или уронили ее, за каждое такое нарушение начисляется штрафное очко.

    Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и допустившая меньше нарушений.

    Не урони палку

    Проводится, как линейная эстафета. Игроки бегут по дистанции, неся на ладони вертикально стоящую палку.

    Бег в обруче

    Игроки выстраиваются парами. У первой пары в руках гимнастический обруч, а перед командами — предмет (набивной мяч, флажок, городок), который надо обежать. По сигналу два первых игрока в командах продвигаются вперед внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав предмет, первая пара вручает обруч следующей паре, а сама встает в конец колонны.

    Эстафета заканчивается, когда упражнение выполнили все игроки и обруч снова оказался у первой пары.

    Если желающих играть много, можно устроить бег в обручах тройками, при этом последовательность смены троек остается такой же.

    Эстафеты с обручем

    а) Проводится, как линейная эстафета. Играющие преодолевают дистанцию, прыгая через обруч, вращающийся, как скакалка;

    б) играющие вдвоем или втроем надевают обруч и бегут эстафету;

    в) играющие бегут по дистанции и катят перед собой обруч. В случае падения обруча его надо поднять и с того же места продолжать эстафету.

    Пролезь через обруч бегом

    Эстафета проводится в парах. Первую половину дистанции до поворота один игрок бежит и катит впереди обруч, другой должен на ходу проскочить сквозь него условленное число раз (3—4). Добежав до отметки, они меняются ролями.

    Эстафета с бегом

    Дети строятся в две команды за линией старта, Напротив каждой команды лежит обруч. До начала эстафеты выбирается капитан команды. По сигналу игрок должен добежать до обруча, встать в середину обруча и перекинуть его через себя, потом вернуться в команду, передать эстафету другому.

    По окончании эстафеты капитан команды должен об этом доложить руководителю, подняв руки.

    Эстафета с обручами

    Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 20—15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дистанции кладется по обручу. Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

    По сигналу руководителя первые номера добегают до лежащих на земле обручей и, не выпуская палочек, поднимают обручи, пролезают сквозь них, кладут их на место (оно должно быть обозначено) и бегут дальше до флажков. Обогнув флажки, они возвращаются, вновь пролезают сквозь обруч и вручают эстафетные палочки вторым номерам, а сами становятся в конец своей колонны. Вторые номера проделывают то же самое и передают эстафетные палочки третьим и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит игру.

    Бег пингвинов

    Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10—12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.

    Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Закончившие пробежку встают в конец колоны.

    Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

    С мячом и без мяча

    Построившись в колонны, ребята могут выполнять следующие задания.

    1. Участники переносят и передают затем очередному игроку три волейбольных мяча. Если по ходу переноски один или два мяча упали, их нужно поднять и продолжать эстафету.

    2. Участники линейной или встречной эстафеты ведут (10—12 м) одновременно два мяча (левой и правой рукой).

    3. Игроки поочередно бегут с мячом 8—12 метров до черты, от которой выполняют пять передач о стенку, затем возвращаются к своей команде. Следующий игрок повторяет упражнение.

    4. В командах играющие стоят в трех шагах друг от друга (в кружках, которые очерчивают сами). Направляющий поочередно обходит змейкой всех игроков, а обратно к своему месту по прямой ведет мяч ударами о землю, передавая его затем второму номеру. Все смещаются на один кружок вперед, а прибежавший занимает последний освободившийся кружок.

    5. Во время встречной эстафеты игроки, стоящие напротив, ведут, продвигаясь вперед, мячи. Дойдя до середины в зоне шириной 2 м, они меняются мячами и продолжают вести до черты, где стоят очередные игроки,

    6. Играющие ведут мяч, двигаясь спиной вперед, к флажку, а затем обратно. На линии начала эстафеты очередной игрок принимает мяч, поворачивается и так ведет его спиной вперед.

    7. Игроки (мальчики) садятся на баскетбольный мяч и продвигаются вперед, подпрыгивая на мяче. Мяч держат двумя руками сбоку.

    8. Участники эстафеты ведут футбольный мяч ногой, огибая стоящих игроков или флажки (булавы). Как вариант, участники эстафеты поочередно гимнастической палкой (или клюшкой) перекатывают (ведут) малый мяч до поворотного флажка и обратно.

    9. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из них в руках короткая скакалка. В ходе эстафеты игроки продвигаются вперед бегом, перепрыгивая через вращающуюся скакалку. В другой эстафете игрок складывает скакалку вдвое и бежит, вращая ее под ногами горизонтально. Можно, продвигаясь, вращать обруч и перепрыгивать через него, как через скакалку.

    10. Участники игры продвигаются вперед с ракеткой в руке, на которой лежит мяч для тенниса (большого или настольного). В ходе перебежки в обе стороны стараются не уронить мяч на землю.

    11. Игроки продвигаются вперед, держа на ладони гимнастическую палку, стараясь, чтобы она не упала; игроки бегут вперед, подбивая рукой надутый воздушный шарик, не давая

    ему опуститься на землю; игроки бегут с одной или двумя кружками воды, стараясь не расплескать.

    12. Первые игроки в колоннах переносят вторых от линии старта до противоположной линии (10—12 м) и остаются там, а вторые бегут обратно и переносят третьих и т. д. Переноска вдвоем одного — в этом варианте первый остается за линией, а двое бегут за очередным игроком, затем остается второй и т. д.

    Эстафета с доставанием подвешенного мяча

    Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие бегут к подвешенному мячу, в прыжке касаются его правой рукой, бегут дальше, обегают стойку с правой стороны и на обратном пути касаются мяча левой рукой.

    Эстафета с мячами

    Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и встают в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

    Играющие могут бросать мяч стоя, -или сидя на стуле, или лежа, смотря по тому, как условились.

    Эстафета с ведением мяча

    Проводится, как и линейная эстафета. Мяч ведется: а) правой рукой; б) левой рукой.

    Эстафета с бросками мяча таете ведения

    Играющие каждой команды после ведения мяча бросают его в корзину, затем передают мяч в свою колонну (с помощью ведения или передачи). Игрок, не попавший мячом в корзину, приносит своей команде штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.