Академическая гребля. Гребной спорт Академическая гребля входит в олимпийские игры
Академическая гребля - это водный олимпийский вид спорта, в котором участники, находясь в лодке, с помощью весел и собственной силы, преодолевают дистанцию спиной вперед (в отличие от гребли на байдарках и каное).
Международная федерация гребного спорта (ФИСА) (фр. Federation Internationale des Societes d"Aviron, FISA) — объединение, которое отвечает за развитие академической гребли в мире, а также организацию и проведение международных соревнований.
История академической гребли
Первые упоминания о гребле как о спортивном состязании зафиксированы на древнеегипетском каменном барельефе и датируются 25 веком до н.э.
Гонки на академических судах в современном понимании берут начало в Англии 16 века, где перевозчики пассажиров и грузов через Темзу соревновались в гонках на байдарках и лодках.
Первое официальное состязание по гребле состоялось в 1715 году, и было названо Doggett’s Coat and Badge Race в честь организатора английского актера Томаса Доджетта. Эта гонка и по сей день считается одной из самых престижных в Соединенном Королевстве.
Позднее в Англии учреждены две старейшие и важнейшие регаты — символы британской гребли, которые проводятся и сегодня: регата «Оксфорд — Кембридж» под названием The Boat Race («Лодочная гонка»), начавшаяся в 1829 году, и Хенлейская Королевская Регата (Henley Royal Regatta), впервые прошедшая в 1839 году.
В 1718 году Указом Петра I учрежден первый в России гребной клуб «Невский флот». А с 21 марта 1860 года академическая гребля в России получила официальное признание как вид спорта.
С 1900 года академическая гребля входит в программу Олимпийских соревнований.
Правила соревнований по академической гребле
В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках.
Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.
Гонка проводится в спокойной воде и вдоль прямой линии. Командам разрешается передвигаться по чужим дорожкам, но с условием, что они не создадут помех другим экипажам.
Правила в академической гребле регламентируют вес спортсменов. Для женщин максимальный вес — 59 кг, но при этом средний вес участниц экипажа — 57 кг, и 72,5 кг — для мужчин, 70 кг — средний вес для экипажа.
Гонка начинается с команды «две минуты», которая звучит в момент, когда все лодки расположены в стартовой коробке. Затем следует перекличка экипажей, которая заканчивается командой «внимание». Через некоторое время после команды звучит громкий звуковой сигнал и начинается гонка.
Гребной канал
Для проведения соревнований и для тренировок спортсменов используется искусственный водоем — гребной канал, ширина которого достигает 200 м, где 125 м составляет основная вода для гребных дорожек и 75 м - возвратная), а длина ~ 4000 м (основная вода — 2200 м). Глубина не менее 2 м.
Также для соревнований используются прямолинейные участки прибрежных вод, рек или озер без течения.
Виды академической гребли
Виды гребли:
- Парная - гребля выполняется двумя веслами;
- Распашная - гребля выполняется одним веслом.
Состав команд:
- Один человек;
- Два человека;
- Четыре человека;
- Восемь человек.
Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:
- Одиночки — мужские и женские;
- Двойки парные — мужские и женские;
- Двойки распашные — мужские и женские;
- Двойки парные легкого веса — мужские и женские;
- Четверки распашные — мужские и мужские легкого веса;
- Четверки парные — мужские и женские;
- Восьмёрки — мужские и женские.
Инвентарь и оборудование
Академические суда - спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (отводами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками).
Виды лодок:
- учебные или любительские (такая лодка шире, чем гоночная, с высокими бортами);
- гоночные (узкое основание, низкие борта).
Для изготовления лодок используются композитные материалы и эпоксидные смолы.
Особые требования к дизайну лодок не регламентированы, однако к техническим характеристикам они есть:
- Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время;
- Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки;
- Минимальный вес лодки без весел и радиосистем должен быть:
- 4+ (четвёрка рулевая) — 51 кг;
- 2х, 2 — (двойка парная и безрульная) — 27 кг;
- 1х (одиночка) — 14 кг;
- 2+ (двойка рулевая) — 32 кг;
- 4 — (четвёрка безрульная) — 50 кг;
- 4х (четвёрка парная) — 52 кг;
- 8+ (восьмёрка) — 96 кг.
- Толщина лопаток распашных весел в 3 мм от края по всему периметру должна быть не менее 5 мм, а у парных весел в 2 мм от края — не менее 3 мм.
- Во время международных соревнований лопасти весел должны быть окрашены в национальные цвета.
Экипировка
Спортивная форма для команды должна быть единообразна:
- Майка или тенниска;
- Шорты (спортивный костюм в прохладную погоду);
- Спортивный комбинезон;
- Кепка;
- Обувь.
Судейство
В состав главной судейской коллегии входят:
- главный судья;
- главный секретарь;
- технический делегат;
- заместитель главного судьи по общим вопросам;
- заместитель главного судьи по вопросам судейства;
- заместитель главного судьи по материально-техническому обслуживанию;
- заместитель главного секретаря;
- заместитель главного судьи по медицинскому обслуживанию (врач).
Кроме главной судейской коллегии на гонке присутствуют.
Академическая гребля - один из древнейших видов спорта. Считается, что еще в XXV веке до нашей эры проводили гонки на гребных судах в древнем Египте. «Трассой», разумеется, была великая река Нил.
В XIII веке для передвижения грузов англичане использовали небольшие гребные лодки, а примерно в XVI веке они стали устраивать гонки. Именно Англия 17-18 веков начала развивать греблю как вид спорта. А широкую известность в Европе этот вид спорта получил в 19 веке, после чего распространился и на другие континенты.
В России появление академической гребли связывают с именем Петра I, а точнее с созданием в 1718 году «Невского флота». В 1742 году перевозчики начали устраивать между собой гонки, которые вызвали большой интерес среди публики. Первая российская спортивная организация гребли была открыта 21 мая 1860 года, а в 1892 году прошло первое первенство России.
В Германии подобная организация была создана в 1884-м году, через два года, в 1886-м, аналогичный союз создала Швейцарии, а Бельгия - в 1887-м. Нарастающая популярность гребли привела к созданию в 1892 году Международной федерации гребных обществ (FISA). А первый чемпионат Европы состоялся уже в следующем году.
Академическая гребля на олимпийских играх
В олимпийскую программу гребля была включена в год «воскрешения» Игр - в 1896 году, а уже на следующей олимпиаде, в 1900 году в Париже, были разыграны первые медали. Но соревнования проводились только среди мужских сборных, первые женские соревнования были проведены в 1976 году на олимпиаде в Монреале.
И если на первой олимпиаде было разыграно всего 5 комплектов медалей в четырех видах, то на Олимпийских играх в Лондоне уже 14 комплектов наград в 14 видах - 8 у мужчин (одиночки, двойки, парные двойки, четверки, парные четверки, восьмерка и в легком весе: парные двойки и четверки) и 6 у женщин (одиночки, двойки, парные двойки, парные четверки, восьмерка, четверки, четверки с рулевыми и парные двойки в легком весе)
Из всех стран больше всего золотых медалей имеет Германия – 62 (включая ГДР и объединенную команду).
Сборная СССР брала «золото» 12 раз, «серебро» - 20, «бронзу» -10. В активе сборной России на данный момент 1 медаль высшей пробы (парные четверки в Афинах 2004 г.) и две бронзовых (восьмерки в Атланте 1996 г.; четверка парная у женщин в Сиднее 2000 г.).
Самым титулованной спортсменкой среди женщин является румынка Элисабета Липа, на ее счету 5 золотых (между первой и последней золотыми медалями прошло 20 лет), а самым титулованным спортсменом - англичанин Стив Редгрейд с 5 золотыми медалями (завоеванными на 5 олимпиадах подряд) и одной бронзовой.
Гребной спорт — циклический вид спорта, гонки по воде. Один, два, четыре или восемь гребца в экипаже проходят дистанцию в лодках, находясь спиной по ходу движения (в отличие от гребли на байдарках и каноэ).
В регулярных соревнованиях по гребному спорту (чемпионатах мира и Европы, Кубке мира и Кубке Наций) пол рулевого может не совпадать с полом гребцов. На Олимпийских играх несовпадения пола рулевого и гребцов не допускается.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Мужской гребной спорт стал олимпийским видом спорта в 1900 году на Играх в Париже, женский — в 1976-м, в Монреале. Соревнования по гребле, проходящие в рамках современных Олимпийских игр, включают четырнадцать дисциплин. Самым выдающимся гребцом всех времен считается Стив Редгрэйв из Великобритании. Он участвовал в пяти Олимпийских играх и завоевал 6 медалей: 5 золотых и 1 бронзовую. Лучшая среди женщин – румынская спортсменка Элизабета Липа-Оленюк участвовала в шести Олимпийских играх, на которых завоевала 9 медалей: 5 золотых, 3 серебряные и 1 бронзовую.
РОССИЯ
Первые официальные российские соревнования по гребле прошли в 1861 году в Санкт-Петербурге. Первый чемпионат России по гребному спорту прошел в 1892 году. В Советском Союзе вид спорта был возрожден в 1928 году. Самым титулованным гребцом СССР был Вячеслав Иванов, трижды становившийся олимпийским чемпионом 1956, 1960, 1964 (лодка-одиночка).
Фото - Сергей Киврин и Андрей Голованов
Гребной спорт – циклический вид спорта, гонки по воде. Один, два, четыре или восемь гребцов в экипаже проходят дистанцию в лодках, находясь спиной по ходу движения (в отличие от гребли на байдарках и каноэ). Гребля бывает парной и распашной – то есть выполняется двумя веслами в первом случае и одним – во втором.
Классическая длина дистанции 2000 м (на этой дистанции проходят соревнования на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы), но она может быть изменена, к примеру, сейчас обсуждается вопрос о введении в программу чемпионатов мира дистанции 200 м. Вес рулевого в гребном спорте – строго ограничен, если он меньше положенного – в лодку кладут балласт.
В гребном спорте (если это не одиночки) очень важна синхронность погружений весел в воду и их выведение на поверхность – это оказывает влияние на баланс, скорость и траекторию движения судна.