Дыхательные упражнения по стрельниковой для детей. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики стрельниковой. Дыхательные упражнения бывают

Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.


Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

  1. Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими - бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
  2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.
  3. Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
  4. Секрет - в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох - контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.


Упражнения гимнастики

Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.

«Ладошки»


В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:

  • увеличенных аденоидах;
  • заболевании щитовидной железы;
  • гипертония;
  • головных болях.

«Накачка» или «Насос»


Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»


Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.

«Объятия»


В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»


Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

Движения головой

Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо - выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе - на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе - запрокидываем назад).

Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, который используется как в профилактических, так и лечебных целях. Гимнастические упражнения тренируют функции органов дыхания и восстанавливают певчий голос. Методика была создана в начале XX века советским педагогом Александрой Николаевной Стрельниковой. Она используется для лечения кожных заболеваний, бронхиальной астмы, пневмонии, бронхитов и неврозов.

Правильное дыхание – основа здорового образа жизни. Только небольшая часть людей правильно дышит в повседневной жизни. Человеческому организму требуется более 6 литров воздуха. Стресс, в частности, негативно влияет на дыхание, и делает его поверхностным. В результате меньше кислорода попадает в кровоток.

Дыхание важно для того, чтобы оставаться физически и психически здоровым. Если оно короткое и неглубокое, это оказывает негативные эффект на организм. Развиваются трудности с концентрацией внимания, высокое кровяное давление, напряжение и слабость. Увеличение концентрации кислорода улучшает работу клеток, поэтому кровяное давление снижается и стимулируется обмен веществ.

Дыхание по методу Стрельниковой может предотвратить связанные со стрессом болезни, расслабить и сосредоточить ум. Дыхательная терапия также рекомендуется для устранения некоторых проблем психического здоровья.

Основные эффекты гимнастики Стрельниковой;

  • уменьшает последствия стресса;
  • общее психоэмоциональное напряжение снижается;
  • устраняет головные боли, связанные с усталостью;
  • улучшает сон и уменьшает раздражительность;
  • повышает трудоспособность;
  • нормализует метаболические процессы;
  • укрепляет иммунную систему;
  • восстанавливает микроциркуляцию крови;
  • помогает поддерживать молодость и здоровье на постоянной основе.

Уже более 3000 лет назад учения древней Индии были посвящены различным техникам дыхания. Метод А.Н. Стрельниковой был разработан в начале XXвека и отличается от других йогических практик.

Важный компонент дыхательной гимнастики по Стрельникой – это форсированные мощные вдохи через нос и пассивные выдохи.

Показания к применению

В дополнение к людям, которые подвержены психическому стрессу, дыхательные упражнения также подходят для пациентов с органическими заболеваниями. Практически любой человек может извлечь выгоду из расслабляющих эффектов дыхательных техник. Гимнастические комплексы могут предотвратить негативное течение заболевания и улучшить состояние пациента.

При хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) дыхательные упражнения часто используются для уменьшения риска респираторных инфекций. Метод Стрельниковой также помогает при астме, фиброзе легких и параличах.

Основные показания к применению:

  • хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и легких;
  • болезни голосовых путей
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • гематологические расстройства;
  • патологии пищеварительной системы, печени и почек;
  • заболевания эндокринной системы;
  • заболевания мочеполовой системы
  • нервные и психические расстройства;
  • кожные патологии;
  • сексуальные проблемы у мужчин и женщин.

При выполнении гимнастики Стрельниковой нужно слушать собственное тело. Если возникает головокружение и недомогание, следует сделать перерыв. Неправильное исполнение упражнений может привести к гипервентиляции и судорогам. Если возникают неблагоприятные симптомы, нужно немедленно обратиться к врачу.

Особенности и правила выполнения

Любые дыхательные упражнения можно разделить на четыре фазы:

  1. Упражнение начинается с вдоха.
  2. Продолжительность вдоха и выдоха существенно варьируется и составляет в среднем 10-15 секунд.
  3. После вдоха задерживается дыхание на мгновение.
  4. Затем рекомендуется выдыхать в течение нескольких секунд, и сделать небольшой перерыв.

Дыхательные упражнения чрезвычайно эффективны и просты в исполнении. Никаких специальных приспособлений или спортивных сооружений не требуется. Доказано, что регулярные физические упражнения улучшают дыхание и эффективность гимнастики Стрельниковой.

Перед началом пациентам следует обратить внимание на несколько важных пунктов:

  • Как и в случае с йогой, нельзя употреблять пищу некоторое время перед тренировкой. С пустым желудком дыхание протекает легче. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется прекратить прием пищи как минимум за 1-3 часа до тренировки. Также необходимо пить достаточное количество воды.
  • Прежде чем начать, следует убедиться, что одежда не доставляет дискомфорта. Слишком плотные брюки или джинсы могут повлиять на дыхание. Нужно свободно передвигаться. Специальная спортивная одежда не нужна для этих целей. Леггинсы или эластичные спортивные штаны подойдут для занятий гимнастикой. Свитер или футболка, которая дает достаточно свободы передвижения, также подходят.
  • Непринужденная атмосфера также играет важное значение в интенсивной тренировке. Если человек испытывает нехватку времени или чувствует себя некомфортно, это может помешать выполнению дыхательных упражнений.
  • И последнее: важно принять удобную позу, в которой можно остаться на несколько минут. Некоторые дыхательные упражнения выполняются сидя, другие лежа или даже стоя. Можно использовать подушку или одеяло в качестве поддержки.

Дыхательные упражнения легко интегрируются в повседневную жизнь и являются идеальным помощником при внутреннем напряжении и стрессовых ситуациях. Даже естественное и простое поведение, такое как вздох, может расслабить легкие и уменьшить тревогу.

Гимнастические упражнения Стрельниковой можно применять везде: будь то во время обеденного перерыва в офисе или при поездке на поезде. Однако необходимо помнить, что главное условие – это расслабление.

В медицине проводится различие между диафрагмальным и грудным дыханием. В гимнастике Стрельниковой используются оба варианта. Центром внимания является диафрагма, которая разделяет брюшную и грудную полости и считается самой важной дыхательной мышцей. При дыхании она сжимается и движется глубже в брюшную полость.

Расписание занятий и курс

Дыхание – безусловно, самая важная функция человеческого организма. Поэтому дыхательные упражнения Стрельниковой являются наиболее эффективным естественным методом восстановления нарушенного носового дыхания.

Если упражнения выполняются правильно, с учетом индивидуальной нагрузки на организм, в строго определенном ритме, успех ощущается после первого сеанса. Во многих случаях гимнастика не только снимает беспокойство, напряжение и волнение, но нормализует кровяное давление и может даже снизить высокую температуру при острых респираторных заболеваниях.

Основная концепция гимнастики по Стрельниковой:

  • Форсированный резкий и шумный вдох носом (3 вдоха в течение 4-5 секунд).
  • Произвольный и пассивный выдох.

Форсированный резкий и шумный вдох носом – основная концепция дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательные упражнения в различных позах способны оказывать лечебный эффект. Клиническая эффективность не изучалась в крупных исследованиях, поэтому метод не рекомендован в физиотерапии.

Как метод лечения

Семинар дыхательной гимнастики Стрельниковой длится два дня. Ценность этого семинара заключается в его практической направленности.

  • История возникновения метода А. Н. Стрельниковой;
  • Заболевания, при которых эта гимнастика эффективна (показания);
  • Механизмы гимнастики;
  • Правильное выполнение гимнастики;
  • Правильный порядок дыхательных упражнений;
  • Самые важные, основные дыхательные упражнения.

Практическая часть:

  • Выполняя дыхательную гимнастику конкретный, специалист показывает, как выполнять упражнения с учетом важных деталей.
  • Дополнительные дыхательные упражнения
  • Особенности проведения гимнастики по Стрельниковой при различных заболевания: верхних дыхательных путей, бронхов и легких, голосовых путей, сердечно-сосудистой системы, крови, пищеварительной и мочеполовой системы.

Практическая часть:

  • Сеанс лечения дыхательными упражнениями по Стрельниковой;
  • Вопросы/ответы, а также рекомендации специалиста для лечения некоторых заболеваний;
  • Повторные упражнения с дыхательными упражнениями.

Как метод профилактики

Дыхательные упражнения Стрельниковой не являются панацеей. Однако при определенных условиях помогают улучшить общее здоровье. Хорошо известно, что аспирин снимает острую боль в течение нескольких часов. Лекарство от кашля не излечивает кашель, но подавляет симптомы. Антигистаминные препараты не лечат аллергию, а только снимают повторяющиеся высыпания. Кортизон приносит облегчение почти всем, но ничего не лечит, не говоря уже о побочных эффектах. И этот список можно продолжить. Примерно так же действуют дыхательные упражнения.

Для спортивной гимнастики Стрельниковой понадобится всего 1 м² в комнате и открытое окно, а также дисциплина и последовательное применение. Уже через 10 минут после начала самочувствие улучшается, появляется бодрость, ощущение легкости во всем теле и хорошее настроение.

Виды базовых упражнений

Многие люди не дышат достаточно глубоко. Если человек носит тесную одежду, поверхностное дыхание быстро становится привычкой. Постоянное, неглубокое дыхание может нарушить клеточный метаболизм и способность концентрироваться.

Как правильно дышать

Правильное дыхание:

  • Положите руку на живот.
  • Сделайте глубокий вдох через нос.
  • Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдыхании и как рука поднимается вместе с брюшной стенкой.
  • При выдохе рука опускается на брюшную стенку, и живот снова сокращается.

Как уменьшить стресс?

Чем больше стресса, тем быстрее дыхание. Сознательным дыханием можно уменьшить стресс. Это дыхательное упражнение является продолжением брюшного дыхания. Сядьте или лягте расслабленно и положите руку на живот.

Основное упражнение:

  • Вдохните через нос и медленно считайте до четырех;
  • Задержите дыхание и сосчитайте до шести;
  • Выдохните и считайте медленно до восьми.

Рекомендуется повторить это упражнение 5 раз. В результате дыхание становится спокойным и глубоким. При медленном дыхании кровяное давление падает, и тело начинает восстанавливаться. Кроме того, различные релаксационные упражнения помогают уменьшить стресс.

Как справится с тревогой и беспокойством?

При страхе и избыточном напряжении динамика дыхания нарушается. Меньше кислорода попадает в тело и увеличивается мышечное напряжение. Поэтому, если чувствуется напряжение или нервозность, рекомендуется нормализовать дыхание.


Следующая техника может помочь стабилизировать дыхание:

  • Сядьте и положите одну руку на живот, а другую – на грудь.
  • Расслабленно вдохните и сосчитайте до пяти.
  • Затем выдохните через рот пять раз подряд.

Выполнить это упражнение можно пять раз подряд. С помощью этой техники дыхания человек выдыхает не только беспокойство, но и гнев или тревогу.

Другие распространенные упражнения:

  • Сесть на пол. Ноги примерно на ширине бедер и согнуты. Положить одну руку на грудную клетку; другую на живот. Теперь напрячь мышцы живота и медленно вдыхать. При выдохе создать небольшое отверстие между губами, через которое медленно выпускать воздух. Попробовать сосчитать до четырех, прежде чем перестать выдыхать. Затем снова дышите. Признак правильно выполненного упражнения – расслабленные мышцы живота.
  • Сесть прямо и удобно на стуле. Ноги должны быть на ширине плеч и под углом 90 градусов. Теперь положить локти на колени и наклониться вперед, а спина – прямо вперед. Вдохнуть сознательно и медленно, а затем медленно выдыхать.
  • Сесть к спинке стула и положить на нее руки. Положить руку на лоб. Задержать на мгновение воздух в теле. Медленно выдыхать в течение 2-3 секунд. Повторите несколько раз, прежде чем снова выпрямиться.
  • Сесть в кресло. Поставить ноги на ширину плеч и под углом 90 градусов. Затем опереться спиной на спинку стула. Если на стуле есть подлокотники, положить на них руки. В противном случае положить руки на колени. Сознательно вдохнуть через нос и снова выдыхать через губу.
  • Встать прямо. Ноги на ширине бедер. Колени слегка согнуты. Сложить руки чуть ниже пупка, чтобы ладони были направлены вверх. Вдохнуть и поднять руки вверх по телу. Перед грудью повернуть ладони к полу, выдыхать и двигать руками вдоль тела к пупку. Повторить этот процесс несколько раз подряд.
  • Сесть прямо и прижать верхнюю часть тела к спинке стула. Вдохнуть и поднять руки вверх. При опускании рук плавно и медленно выдыхать. Положить руки на живот и подождать, пока не возникнет желание снова дышать. Повторить упражнение.

Гимнастика по Стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для детей должна выполняться под контролем педиатра. Подросткам или детям дошкольного возраста разрешено выполнять вышеприведенные упражнения. Однако во избежание травм или дыхательных расстройств рекомендуется посетить специализированные центры. Ребенок должен научиться правильно выполнять упражнения, поскольку от этого зависит эффективность процедуры.

Противопоказания

Абсолютные противопоказания дыхательной гимнастики по Стрельниковой:

  • декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания;
  • острые инфекционные заболевания;
  • тромбофлебиты;
  • внутренние кровотечения.

Перед началом гимнастических упражнений необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Иногда избыточные дыхательные или другие упражнения могут нанести больше вреда, чем пользы. Самолечением заниматься категорически не рекомендуется, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям.

Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста – это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Упражнения

Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых) :

  1. Ладошки
  2. Погонщик
  3. Насос

Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

Ладошки

Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

Техника выполнения:

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.

Выполнять упражнение 96 раз.

Погонщик

Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.

После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

Повторить цикл 12 раз.

Насос

Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза – 5 секунд.

Повторять цикл 12 раз.

Кошка

Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

Техника выполнения:

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.

Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую .

Шаги

Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

Техника выполнения:

Цикл заданий представлен двумя видами упражнений “Передний”, “Задний шаг”.

Начинать следует с освоения техники “Переднего шага” :

  • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
  • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
  • На выдохе ребенок занимает ИП.
  • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.

Количество повторов: 8 подходов .

Техника “Заднего шага”:

  • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
  • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.

Повторы: 4 на каждой ноге . В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха .

Обними плечи

Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

Техника выполнения:

  • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
  • Отпустить плечи и выдохнуть.
  • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

Повороты головы

Цель: тренировка мышц гортани.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
  • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
  • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
  • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.

Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

Комплекс при аденоидах

При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

  • Ладошки
  • Погонщик
  • Насос
  • Кошка


Комплекс при заикании

Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

  • Ладошки
  • Погончики
  • Насос
  • Кошка
  • Обними плечи
  • Звуковые упражнения


Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

6 52 621

В чем суть такого дыхания

Стрельниковская дыхательная гимнастика представляет собой подборку упражнений, которая была разработана Стрельниковой прежде всего для себя - она являлась театральным преподавателем и оперной певицей, страдала удушающим кашлем, и искала возможность справиться со своим недугом. Дыхательная система по методу Стрельниковой не имеет аналогов и каких бы то ни было ограничений - заниматься можно людям любого возраста, вне зависимости от состояния здоровья.

Система дыхания, которую разработала (и запатентовала) Стрельникова, может использоваться для снятия стресса, а также её легко совмещать с прогулками. Не всегда нужно делать гимнастические упражнения (комплекс упражнений дыхательной гимнастики я приведу далее), можно прогуливаясь в парке или за городом в среднем темпе выполнять дыхательные движения - восемь вдохов, отдых около трех-пяти секунд и затем восемь вдохов, за полчаса организм насытится кислородом, а также вы научитесь правильно дышать.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована для применения в любое время, но автор методики, Александра Николаевна, рекомендовала проводить тренировку в утреннее время, тогда польза дыхательной гимнастики будет максимально высокой.

Результаты и польза для организма

Какую пользу приносит постоянное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой?
  1. Улучшается кровоснабжение легочных альвеол и сосудиков, что положительно сказывается на метаболизме.
  2. Восстанавливаются нервные регуляции, ЦНС работает более слаженно.
  3. Восстанавливается дренажный функционал бронхиальной системы.
  4. Носовое дыхание стабилизируется.
  5. Минимизируются морфологические поражения в бронхо-легочной системе.
  6. Рассасываются воспаления, расправляются складчатые участки легких, стабилизируется лимфо- и кровоснабжение, а также проходят застойные проявления.
  7. Укрепляется система кровообращения и восстанавливаются утраченные либо ущемленные функции сердечно-сосудистого аппарата.
  8. Повышается иммунитет и тонус организма.
  9. Также следует отметить и то, что восстанавливается первоначальная функция легких - помимо примитивного дыхательного движения легкие отвечают за газообмен в альвеолах.

Дыхательные упражнения Стрельниковой помогут организму в общем и целом, но есть определенные заболевания, при которых данный метод рекомендован врачами.

Болезни дыхательной системы

Это может быть насморк или хронический гайморит, бронхит или даже бронхиальная астма. Дело в том, что парадоксальная гимнастика Стрельниковой больше всего нагружает именно дыхательную систему, давая на нее максимальную нагрузку, что улучшает состояние легочной системы и помогает укрепить дыхательную систему в целом. Помимо того, что улучшается общая мембранная проницаемость, также усиливается и местное кровоснабжение.

Кожные болезни

Многие люди страдают нейродермитами, псориазом и диатезом, они знают, как тяжело бороться с этими заболеваниями. Когда вы тренируете активное дыхание, организм на мембранном уровне обогащается кислородом, а обогащенная кислородом кровь усиливает регенерацию. Кстати, это помогает и восстановить дыхание кожных покровов - улучшается микроциркуляция крови, соединительные ткани модернизируются, выводятся излишки кожного сала, исчезает акне.

Нервные расстройства и болезни ЦНС

Зачастую заболевания ЦНС связаны помимо прочего и с низким уровнем кислорода в крови, и с недостаточно активным кровоснабжением - организм функционирует на «низких оборотах», и человек чувствует некоторое угнетение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет нормализовать самочувствие буквально с первого занятия.

Заболевания сосудистой системы

Если у вас частенько болит голова, ощущается недомогание, перенесли инсульт или болеете эпилепсией, то методика дыхания по Стрельниковой поможет минимизировать болезненные состояния.

Кроме всего вышеперечисленного дыхательные упражнения по методу Стрельниковой позволяют бороться с заиканием, заболеваниями позвоночника, а еще с лишним весом и вредными привычками.

Правила гимнастики

До того, как делать комплекс упражнений дыхательной гимнастики, сперва нужно разобраться с тем, как правильно выполняется гимнастика для похудения. Кстати, в самом начале вполне допустимо использовать подсказки для упражнений в картинках - это упрощает процесс.
  1. За каждое занятие требуется делать 1200 «дыханий» - вдохов и выдохов.
  2. Одно занятие должно занимать около получаса.
  3. Все упражнения надо делать по три подхода, 32 повтора в каждом подходе. После каждой «тридцатки» можно отдохнуть 3-10 секунд. Если сложно выполнять 32 вдоха подряд, то можно делать перерывы после каждой восьмерки, и выполнять 12 раз восьмерки.
  4. Через месяц ежедневных занятий можно каждое упражнение делать не по 8 раз, а по 16 или 32 раза.
  5. За каждое занятие нужно выполнять весь комплекс упражнений. Стрельникова рекомендовала выполнять комплекс дважды в день при нормальном самочувствии, и несколько раз в день, если чувствуете себя плохо.
  6. Дыхательная зарядка делается до еды. В отдельных случаях можно выполнять упражнения через полтора часа после обеда или ужина, но утром лучше всего заниматься натощак.
  7. Когда явно не хватает времени можно выполнять не 3 подхода по 32 вдоха для каждого упражнения, а по одному подходу на 32 вдоха. В таком случае у вас займет гимнастика стрельниковой 7 минут.
  8. Через месяц ежедневных упражнений чувствуется эффект.
  9. Не стоит бросать гимнастику, лучше всего выполнять её всю жизнь.

Вводное занятие

Естественно, сразу выполнить комплекс упражнений не получится, активная техника дыхания требует внимательного и сосредоточенного отношения.

Итак, сначала нужно сделать упражнение «Ладошки» - выполняются резкие громкие вдохи, после чего несколько секунд перерыва. За раз делают 4 вдоха, упражнение следует выполнять стрельниковской сотней - то есть 24 раза по 4 вдоха. После каждого вдоха делается выдох ртом, незаметно. В противном случае польза и вред будут не сбалансированы и вы можете навредить себе, не стоит гримасничать.

При аритмии сердца и проблемах с сосудами ЦНС можно почувствовать головокружение. Это не является дурным признаком, главное не слишком уж нервничать. Вообще при аритмии сердце выполнять упражнения можно, поэтому не стоит бояться и прекращать упражнения.

Следующее упражнение – «Погончики». Здесь нужно выполнить 12 восьмерок (чтоб получилась стрельниковская сотня).

Еще одно упражнение, которое поможет овладеть техникой – «Насос». Выполняют его по типичной схеме - 12 восьмерок, после каждых восьми дыханий - перерыв. Кстати, у этого упражнения есть некоторые ограничения, я расскажу о них далее.

Это базовый урок, его повторяют дважды в день, с каждым днем добавляя новое упражнение. Как только техника дыхания будет вами освоена, можно приступать к увеличению количества вдохов в одном подходе.

Полный комплекс


Нужно встать ровненько, согнуть руки в локтевых суставах и продемонстрировать ладони (вертикально, на линии плечевых суставов). Выполняются резкие вдохи, в тот же момент руки сжимаются в кулачки. Делать данное упражнение можно в любом положении тела.


Нужно встать ровно, ручки сжать в кулаки и прижать к брюшной части тела, около пояса. Когда вдыхаете, кулачки вытягиваются вниз, по направлению к полу, затем нужно вернуть руки в исходное положение. Руки не рекомендуется поднимать выше талии.

Насос


Необходимо встать ровно, ноги несколько уже плеч, руки свободно вытянуты вдоль туловища. Сначала делается наклон - руками нужно тянуться к носкам, но не касаться их, и во второй половине наклона нужно сделать шумный вдох (строго с помощью носа, а не рта). Вдох заканчивается одновременно с наклоном. Затем нужно слегка приподняться, но при этом не подниматься полностью, и повторить. Спина должна быть округлой, голова направлена лицом вниз. Упражнение делается стоя и сидя.

Данное упражнение имеет некоторые ограничения. Его нужно аккуратно выполнять при различных ЧМТ и заболеваниях позвоночника, а также если есть проблемы с давлением. Не стоит наклоняться слишком глубоко, достаточно будет лишь слегка согнуться. Это упражнение весьма эффективное, помогает побороть бронхиальную астму.

Кошка


Нужно встать ровно, и выполнить танцевальный присед, поворот тела вправо и короткий вдох, затем вернуться в исходную позицию, и сделать такой же присед с поворотом влево. Не стоит приседать слишком глубоко, достаточно лишь слегка согнуть колени. Во время упражнения нужно совершать хватательное движение в стороне поворота. Спина должна быть ровной, поворот осуществляется только в области пояса.


Встаем с прямой спиной, сгибаем руки в локтях и поднимаем их на уровне плеч. На вдохе нужно глубоко скрестить руки, обнимая самого себя за плечи. Руки должны идти параллельно друг другу, разводить их не стоит, на вдохе голова чуть откидывается назад.

Если у человека есть заболевания сердечно-сосудистой системы, то в первые пару недель не стоит выполнять это упражнение. Для женщин, которые находятся в положении, после окончания второго триместра не следует откидывать голову - гимнастическое упражнение выполняется со строго вертикальным позвоночным столбом.


Встать прямо, поставить пятки чуть уже ширины плеч. Затем нужно наклониться вперед, потянуться руками в сторону пола, вдохнуть и выдохнуть, затем без перерыва наклониться назад (допустимо слегка прогнуться в пояснице), обнять себя руками за плечи. Делать упражнение можно в том числе и сидя.

Нужно освоить эти упражнения прежде, чем переходить к остальным.

Повороты


Встать прямо, делать вдохи одновременно с поворотами головы, шею не нужно тянуть, голову не останавливать в процессе движения - влево - вдох, выдох, вправо - вдох, выдох.

Ушки (китайский болванчик)


Исходное положение классическое - прямое. Голова поочередно склоняется ухом к плечу и совершается вдох, подбородок не опускать, выдыхать своевременно.


Встать ровно, ноги на ширине плеч или чуть уже, затем чередуются «вдох с пола» и «вдох с потолка», движется при этом только одна лишь голова.

Ограничения: «Ушки», «Повороты» и «Маятник головой» нужно выполнять плавно, особенно если есть заболевания шеи, позвоночника или головных сосудов.

Перекаты


Встать ровно, поставить левую ногу вперед, правую назад, перенести центр тяжести на левую ногу. Затем делается легкий танцевальный присед на левую ногу вместе с шумным вдохом, после этого вес переносится на заднюю (правую) ногу, также выполняя вдох.

Приседать и вдыхать нужно одновременно, центр тяжести на той ноге, которая приседает, после приседа нужно выпрямиться, и лишь затем «перекатить» центр тяжести на другую ногу.

После того, как комплекс выполнен, нужно поменять ноги местами (теперь правую вперед, левую назад), и повторить.

Шаги (рок-н-ролл)


Передний шаг - встаем в исходное положение, поднимаем левую ногу, согнув в колене (носок тянем), центр тяжести на правой ноге. В этой позиции делается легкий присед и шумный вдох, потом принимаем исходное положение на мгновение, и выполняем упражнение для правой ноги.


Задний шаг выполняется аналогично, но вместо того, чтоб поднимать колено вперед, колено нужно просто согнуть так, чтоб пятка была поднята по направлению к ягодице.

Вдыхать и выполнять движение нужно одновременно.

Посмотрите подробно на видео как делается гимнастика Стрельниковой в унисон за 8 минут, также есть ролики с полным комплексом упражнений, рассчитанным на 12 минут и на 26 минут. Но это видео покажет наглядно как правильно выполнять все упражнения комплекса:

Еще несколько полезностей. В профилактических целях можно использовать любые упражнения гимнастики Стрельниковой, но если есть некие определенные недуги, то лучше уточнить, какие конкретно упражнения помогут побороть заболевания. Например, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста подразумевает несложные упражнения для детей, которые помогают бороться с детскими простудами - они снимают заложенность носа, понижают боль в горле, да и в целом улучшают самочувствие.

Также полезны в случае простуды упражнения для детей, рекомендованные Стрельниковой при бронхиальной астме или при эмфиземе легких. Лечебная дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме поможет и большим, и маленьким - чем раньше начать заниматься, тем выше вероятность ремиссии.

Попробуйте заниматься всей семьей - изначально моей маме помогла гимнастика Стрельниковой при гипертонии, но буквально спустя неделю мы с мамой поняли, что дыхательная гимнастика при стрессе тоже помогает. В стрессовых ситуациях может помочь простая дыхательная гимнастика Стрельниковой упражнения выполнять не всегда хватает сил и выдержки, а вот немного подышать по её методу - очень полезно.

Так же дыхательная гимнастика Стрельниковой для похудения дает невероятные результаты!

Начать регулярно заниматься мне помогла книга о методике, которую написал Щетинин . Рекомендую прочитать всем, кто заботится о здоровье своей семьи.


При аритмии сердца хорошо помогает «Насос». Также при аритмии сердца рекомендуется выполнять упражнение «Маятник». Вообще главное при аритмии сердца выполнять весь комплекс упражнений правильно, и подходить к применению гимнастики постепенно увеличивая нагрузки, ни в коем случае не надрываясь. Это же касается и гипертонической болезни.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при бронхите - это первые три упражнения, они помогают поддерживать в порядке бронхи и составляют основу ежедневной гимнастики.

При заикании у детей очень важно уделить внимание правильному выполнению «Обними плечи». Так ребёнок избавляется от мышечного зажима в плечевом поясе и расслабляется. Очень хорошие результаты дает вокальная зарядка и дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании, когда ребенок занимается не только индивидуально, но и с другими детьми.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой много лет является популярным способом профилактики и лечения патологий органов дыхания. У детей она показала высокие результаты в терапии логоневроза (заикания), в удлинении ремиссии хронических заболеваний ЛОР-органов, бронхов и легких, в повышении иммунитета против сезонных респираторных инфекций. Упражнения отличаются простотой и подходят даже для детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.

Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.

Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:

Параметры Традиционная дыхательная гимнастика Гимнастика Стрельниковой
Количество дыхательных движений Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) Установлено точное число вдохов - 96 (стрельниковская «сотня»)
Ритм и частота Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь «сотни». Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха
Особенности вдоха и выдоха Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос
Состояние грудной клетки при дыхании Вдох производят на раскрытии грудной клетки Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания*

Противопоказания
  • хронические ЛОР-заболеваний (затруднение носового дыхания, гаймориты, синуситы и др.);
  • затяжные и хронические болезни бронхов и легких (пневмония, бронхиальная астма, спайки в легких туберкулезного генеза и др.);
  • язвенная болезнь ЖКТ (в стадии ремиссии);
  • некоторые нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • психосоматические заболевания и др.
  • лихорадочное состояние с повышением СОЭ;
  • сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации, инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • эпилепсия и другие тяжелые неврологические заболевания головного и спинного мозга;
  • повышение внутричерепного и внутриглазного давления;
  • остеопороз;
  • недавние операции и переломы;
  • повышенное тромбообразование

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике - при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Комплекс упражений Стрельниковой адаптирован для детского возраста и может применяться по показаниям совместно с традиционной терапией.

Методика выполнения

Главная цель дыхательных упражнений состоит в формировании осознанного стереотипа дыхания, имеющего следующие особенности:

  1. Основа методики - тренировка вдоха. Делать его нужно только через нос. Вдох очень активный, резкий, короткий, сопровождается звуком. Надо с силой посылать воздушный поток как можно глубже в нижние отделы легких.
  2. Осуществлять вдохи необходимо с максимальной частотой - 1 вдох в секунду. Требуется совершить 12 циклов по 8 экскурсий (для маленьких детей - по 4) с перерывом между ними в 3-5 секунд и достичь «стрельниковской сотни» - 96 экскурсий для одного упражнения. Считать нужно только вдохи.
  3. Выдох осуществляется пассивно. Во время упражнений думать о выдохе вообще не нужно, он должен происходить естественно через рот.
  4. Все упражнения выполняются на вдохе, при этом создается сопротивление за счет сжатия грудной клетки (повышенная нагрузка на легочный аппарат и диафрагму). Выдох происходит на расширении грудной клетки.
  5. Упражнения можно делать не только стоя, но и для тяжелых больных - сидя или лежа.

Упражнения

Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.

Разминка

Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно «нюхать воздух».

Текст для придания игровой формы упражнению «Разминка»

«Ладошки»

Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.

Выполнение упражнения «Ладошки»

«Погончики»

Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.

Выполнение упражнения «Погончики»

«Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Насос»

«Кошка»

Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.

Выполнение упражнения «Кошка»

«Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая - левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Обними плечи»

«Большой маятник»

Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных - «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее - вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

Выполнение упражнения «Большой маятник»

«Шаги»

Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

Выполнение упражнения «Шаги»

«Повороты»

Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.

Выполнение упражнения «Повороты»

«Ушки»

Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.

Выполнение упражнения «Ушки»

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения «Малый маятник»

При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения «насос» и «кошка». Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять «повороты», «ушки», «насос», «большой» и «малый маятник».

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Правила выполнения упражнений для детей

В руководстве по методике стрельниковской гимнастики детям разрешено заниматься с 3-4 лет, т. е. с момента, когда малышу можно объяснить принцип и проверить правильность выполнения упражнений. Современные медицинские данные предостерегают от слишком раннего начала занятий. Анатомо-физиологические особенности ДС:

  1. 2-3 года - дыхательная система отличается хрупкостью и незрелостью структур. Гимнастика противопоказана.
  2. 3-4 года - продолжение роста и развития легочных долей, окончательное формирование носовых ходов. Вмешательство чревато возникновением эмфиземы (повышенной воздушности легких), нарушением структуры альвеол, кислотно-основного баланса крови.
  3. 4-5 лет - полностью развиваются миндалины, возникают аденоидиты, тонзиллиты. Проведение гимнастики оказывает благотворное влияние на верхние дыхательные пути, при аденоидах вырабатывает привычку дышать носом.
  4. 5-6 лет - окончательное формирование дыхательного тракта и управляющих центров в головном мозге. Рекомендуется проведение гимнастики по показаниям, именно в этом возрасте эффективность при заикании выше.
  5. 6-7 лет - легкие функционально и морфологически не отличаются от легких взрослых, сформированы гайморовы пазухи и речевые центры. Гимнастика Стрельниковой может проводиться в лечебных и профилактических целях.

Осваивать дыхательную гимнастику для детей нужно с трех базовых упражнений: «ладошки», «погончики» и «насос». На каждом последующем занятии можно разучивать еще одно упражнение из базового комплекса.

Заниматься рекомендуется 2 раза в день: утром и вечером перед едой (или не ранее, чем через час после прима пищи). Непосредственно перед сном выполнять упражнения не следует. Во время гимнастики важно обеспечить приток свежего воздуха (открытая форточка, занятия на улице и др.).

Упражнения при заболеваниях

Выполняя базовый курс, можно улучшить общее состояние, снизить число респираторных инфекций, продлить ремиссию при хронических заболеваниях. В методических рекомендациях дается список упражнений при определенных патологиях, которые необходимо делать повторно после проведения всего базового курса:

  • При аденоидах I - II стадии: «кошка», «шаги».
  • При приступе удушья : «насос», «обними плечи», «повороты» выполнять сидя.
  • При кашле, бронхите в ремиссии и контролируемой астме : «насос», «обними плечи».
  • При заикании : «насос», «обними плечи», проговаривая специальные речевые упражнения.

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными - всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему - повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких - ацинуса с альвеолами - и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) - возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.

Положительное влияние

Стрельниковская гимнастика дает следующий положительный эффект:

  1. Повышение общего тонуса организма и иммунитета за счет динамических упражнений.
  2. Ускорение обменных процессов и оксигенации (в первые минуты).
  3. Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Повышение тонуса мышц приводит к исправлению различных деформаций грудной клетки и позвоночника.
  4. Массаж органов живота. Движения диафрагмы влияют на внутрибрюшное давление.
  5. Восстановление носового дыхания (у детей с затрудненным носовым дыханием развивается умственная отсталость).
  6. Ликвидация некоторых морфологических изменений в легких и бронхах (спайки, застойные очаги и др.).
  7. Усиление крово- и лимфоснабжения органов грудной клетки.
  8. Восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС - возникает новый осознанный стереотип дыхания. Изменение динамического стереотипа дыхания полезно больным бронхиальной астмой при нарушении скоординированного движения дыхательной мускулатуры и спазме диафрагмы, а также пациентам с логоневрозом и потерей голоса.
  9. Положительный эффект у внушаемых и эмоциональных пациентов.

Выполнение упражнений Стрельниковой является действенным методом профилактики заболеваний ЛОР-органов и нижних дыхательных путей, повышения жизненного тонуса и укрепления психофизического состояния детей. При заболеваниях применять парадоксальную гимнастику следует только после консультации специалиста.