Спортивный бильярд. Как закрутить шар вокруг горизонтальной оси. Как научиться правильно выполнять разные виды ударов в бильярде: видео Удары в русском бильярде

Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.

Виды ударов кием по битку

Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:

  1. Клапштос - биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют "эффе". Один из главных, дающим возможность "укласть" шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с "чужим" шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
  2. Накат - биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы "свой" шар, минуя столкновения с "чужим" вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
  3. Оттяжка - биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.

Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия . Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.

4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.

5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.

Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.

6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:

Поступательное вперед;

Ускоряющее движение - накат;

Некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.

7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.

9. Нижний левый боковик или оттяжка влево - удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет "свой" биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.

Типы ударов битком по прицельному шару

С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.

«Прямой» удар

"Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.

Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.

Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.

"Резаный" удар

«Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. "Резать" во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается "предельным".

Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:

· дуплет;

· резаный дуплет;

· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром, пересекет траекторию его хода к лузе)

Дуплет

Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.

Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.

Резаный дуплет

Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.

Круазе-оборотный

Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.

Отрабатывать базовые навыки нужно на простых ударах "в лоб": бить по битку по центру шара. Если ваша техника уже на более-менее хорошем уровне, и вы научились , пора знакомиться с разными видами ударов, и отрабатывать уже их.

Виды ударов кием по битку

Ударить кием по битку можно по-разному. Проще всего разобраться с разными видами ударов поможет простая схема:

1. удар по центру - "клапштос". Базовый удар, с которого начинается отработка техники бильярда. Все другие удары по шару со смещением от центра называются "эффе", для их выполнения нужно очень тщательно следить за состоянием наклейки, постоянно натирать ее мелом;

2. удар выше центральной точки - "накат". Отлично подходит для новичков, выполняется легко, прицел при таком ударе самый верный;

3. удар ниже центра - "оттяжка". В отличие от наката, он намного сложнее, ведь шару нужно придать обратное горизонтальное вращение. Выполнять его нужно мягко, но четким, акцентированным ударом;

4. удары с винтом. Вы можете придать шару только строго правый или левый винт, их выполнять могут и новички. Если же сместить точку удара еще вверх или вниз, получатся комбинированные удары - боковой винт с оттяжкой, или с накатом. Они намного сложнее, у вас уже должен быть хорошо поставлен удар, выполнять их нужно без резких рывков, очень точно, плавно, силу удара регулировать только длиной оттяжки кия и отдаленности опорной руки от битка.

Виды ударов битком по прицельному шару

В зависимости от того, как ударяет биток по прицельному шару, различают два вида ударов: прямой и резаный. Прямой шар выполнить сложнее, нужно бить очень точно и технически правильно. Кроме того, существуют еще такие удары, когда прицельный шар не идет сразу в лузу, а отталкивается от борта, и потом уже падает. Это:

  • дуплет;
  • резаный дуплет;
  • круазе (оборотный удар; биток после контакта с прицельным шаром пересекает траекторию его движения к лузе).

Самые сложные удары в бильярде: описание и применение

Знает немало сложнейших и красивых ударов, сделанных с профессиональным мастерством. Мастерами игры разработана даже специальная , увеличивающая в разы шансы на победу в партии. Приведем сложные удары в бильярде, которым вполне можно научиться после освоения азов этой игры:

  • перескок (биток перепрыгивает через стоящим рядом шар и продолжает движение к прицельному);
  • абриколь (удар от борта по прицельному шару);
  • контр-туш (прицельный шар отбивается от борта, снова попадает в биток и уже после второго контакта падает в лузу). Учиться таким сложным приемам лучше уже тогда, когда вы хорошо владеете базовой техникой бильярда.

Большинство начинающих и «средних» игроков считают, что причина невысокого уровня их игры - в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти.

Основной источник ошибок неофитов - несовершенная техника. Между тем, это самое главное, без чего в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе: «любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают - про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут эффективно пользоваться этими знаниями, поскольку им не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения - постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу из-за нестабильности удара.

Более того, многое игроки даже не осознают несовершенство своего удара. А между тем они могли бы поднять игру, уделив больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков - это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

1. Первое и самое важное - постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.

2. После того как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора занятом «продвинутой» техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет значительно улучшить свою технику, постичь не очевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.

3. Третий этап : тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т. п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.

4. Примечательно, что после того как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструкторы EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров - стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия, еще раз подчеркнем - только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия и многочасовые тренировки не делают игру лучше.


Стойка

Бильярд - очень демократичный вид спорта: в него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда вы подходите к удару, обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

1) удобное и надежное положение корпуса:

2) прямолинейное ведения кия;

3) свободный ход кия.

Тем не менее кое-какие общие рекомендации мы все же рискнем дать, но применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и боком к вектору удара. Ноги расположите примерно под углом 30–45° к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера, подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2 процентов. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см, получаст коэффициент излишних ошибок, составляющий 15–30 процентов!!! И третье - рекомендуется держать опорную (для правшей - левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Хват

Хороший хват имеет важное значение в бильярде.

Правильный хват - это составляющая хорошего удара.

Неправильный хват ограничит рост вашего уровня игры.

Хват должен быть свободным и расслабленным. Никогда не сжимайте кий сильно - хват должен быть легким как во время прицела, так и во время совершения удара. Постарайтесь использовать два-три пальца для поддержания кия и большой палец для того, чтобы кий не выпал из руки.

Запястье и предплечье должны быть на одной линии.

Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или внутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье: лучезапястный сустав должен работать свободно, как шарнир.

Помимо прочего, необходимо определить, в каком месте следует брать кий. Нужно ли брать кий за нижнюю чашку турняка? Чтобы определить это, требуется вычислить центр тяжести кия, для чего попробуйте сбалансировать ваш кий на указательном пальце. Запомните эту точку как «точку отсчета». В зависимости от вашего роста, вам следует брать кий на участке длиною по меньшей мере 15 см от центра тяжести. Если вы невысокого роста, захватите кий ближе к «точке отсчета» и, наоборот, если вы высокого роста, вам лучше держать кий подальше от «точки отсчета».

«Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон - чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца свободно придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе - поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара - всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил:

«Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппс и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».


Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети. Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведении наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предплечье» должен быть близок к 90".

Преимущество такого хвата в том, что кий двигается свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Другим важным вопросом являются правильное положение кисти руки, по которой скользит ударная часть кия, и расстояние между шаром-битком и рукой. В ходе прицеливания кисть руки, биток и часть кия, примыкающая к наклейке, по внешнему виду напоминают мост. От длины этого своеобразного моста во многом зависит точность удара. Обычно это расстояние рекомендуется выдерживать в пределах 20–25 см. При слишком малом или, наоборот, большом удалении кисти руки от шара выполнить точный удар затруднительно. Перед ударом следует положить кисть руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу так, чтобы рука опиралась на стол запястьем и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. Несмотря на то, что существуют большие различия в строении пальцев и характере их сгибания у разных игроков, эта рука должна представлять собой одновременно и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую, устойчивую опору корпуса спортсмена о стол. Очень важно с самого начала приучить себя крепко прижимать большом палец к указательному: только в этом случае, во-первых, кий будет легко скользить по руке и, во-вторых, исключаются нежелательные колебания кия в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара. Не менее важно правильно держать кий рукой, которой наносится удар. Если держать кий слегка расслабленной рукой и производить предварительные взмахи, стараясь прижимать локоть к туловищу настолько, насколько это удобно, то особых проблем в освоении данного приема не возникает. Место охвата рукой турняка находится там, где кий хорошо реагирует на малейшее задуманное поступательное движение, где он послушен, как смычок в руке скрипача. Надо избегать крепкой хватки - это явный путь к неудаче. Когда кий держится рукой в нужном месте, предплечье образует с ним почти прямой угол. В случае, если следование вышеприведенным рекомендациям все же не помогает ощутить легкость владения кием, если игрок продолжает испытывать неудобства и излишнее напряжение, - данный кий ему не подходит.

Основные требования к игроку в момент нанесения удара:

Удар по шару производится только наклейкой. Всякий другой удар - турником, боковой частью кия - не допускается;

При любом положении корпуса и рук хотя бы одна нога играющего во время удара должна касаться пола;

Первый удар в партии, называемый игрой «с рук», производится после тот, как игрок предварительно поставит рукой шар-биток в любом месте «дома», момент прохода битком линии «дома», является началом игры;

Игра «с рук» производится и при игре в «пирамиду», когда удар переходит к одному из партнеров после падения битка в лузу от предыдущего удара, а также игроком после покладки им битка в лузу при игре «Московская пирамида»;

В момент удара «с рук» корпус и ноги играющего не должны выходить за линию продолжения длинных бортов (левою и правого).


Мосты

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge - прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упоры. Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый - «у них и без того хватает проблем… <и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда «лохов».

Впрочем, это не аксиома - на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором, и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что многие из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Закрытый мост

1) Положите руку на стол ладонью вниз (рис. 2).

Поверните кисть так, чтобы пальцы указывали на один час (представьте, что кисть лежит на циферблате часов).

2) Положите шафт кия (ближе к наконечнику) поперек сустава большого пальца и поперек второго сустава среднего пальца (рис. 3).



3) Теперь попробуйте обхватить указательным пальцем шафт и расправить пальцы. Для людей с неэластичными суставы это, возможно, будет самым трудным. Но не отчаивайтесь! Это потребует некоторой тренировки, но на самом деле, все не так уж и сложно (рис. 4).



4) Подвиньте большой палец вперед к кончику указательного пальца, чтобы вокруг шафта образовалось замкнутое кольцо. Старайтесь держать кий на одном уровне с поверхностью стола. Теперь выпрямите руку в предплечье. Постарайтесь зафиксировать локоть. Кисть немного повернется в направлении по часовой стрелке. Это усилит захват шафта, так что вам придется ослабить захват, чуть сдвинув указательный палец (рис. 5).



Кий должен легко скользить между пальцами и в то же время хорошо держаться. Если же он все-таки не скользит, попробуйте использовать мелок или специальную перчатку.

Если вы хотите исполнить оттяжку, постарайтесь как можно сильнее расправить пальцы и прижать их к столу.

При клапштосе (ударе строго в центр битка) придайте ладони форму перевернутой чаши, чуть подтянув пальцы в сторону запястья.

Для исполнения наката подтяните пальцы к запястью еще больше, образуя мост на кончиках пальцев. Не забывайте держать запястье всегда прижатым к столу. Важно регулировать высоту кия над столом при нанесении удара при помощи моста, а не поднимая или опуская турняк кия.

Если же вы считаете, что такой захват для вас слишком сложен, попробуйте научиться делать открытый мост.


Открытый мост

Многие люди при формировании закрытого моста испытывают некоторые трудности. Такой мост требует особой гибкости суставов пальцев и запястья. К тому же при определенных ударах (например, перескок) закрытый мост - далеко не самый выигрышный вариант. В подобных случаях лучше использовать открытый мост. Многие (если не все) игроки в «снукер» используют открытый мост исключительно ради важности точного прицеливания: при открытом мосте линию вашего взгляда вдоль шафта не перекрывает указательный палец. По этой же причине открытый мост предпочитают многие пуловские игроки.

Итак, формируем открытый мост:

1) начните с положения, описанного на рис. 2;

2) вместо обхватывания шафта указательным пальцем просто приподнимите кончик большого пальца так, чтобы ваш большой и указательный пальцы образовали букву «V». Вот и все - открытый мост готов (рис. 6);



3) для того чтобы поднять уровень кия над столом, подтяните пальцы и придайте ладони форму перевернутой чаши. Чтобы снизить уровень - прижмите ладонь к столу (рис. 7);



4) некоторые игроки сгибают пальцы, как показано на рис. 8. Это не самая лучшая идея, однако и таким мостом можно пользоваться.



Мост для ударов через шар

Если необходимо произвести удар по битку через шар, поступите следующим образом: оперев четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (рис. 9). Это не слишком удобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.



Мост для ударов с борта

Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным. Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем как на рис. 10. При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление кия.



Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцами.

Остальные пальцы положите на поручень.

Использование открытого или закрытого моста - одна из немногих альтернатив в рамках правильной техники удара. Возможно, такая сравнительная характеристика поможет вам решить, с каким кистевым упором следует выполнять конкретный удар. А также поможет разобраться, почему некоторые удары более результативны при выполнении с закрытым мостом, а другие - с открытым.

Для вашего удобства приведем сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров.


Открытый мост

Плюсы

Линия прицеливания при постановке V-обраэного моста не прерывается, шафт кия видно целиком. Именно поэтому открытый кистевой упор предпочтительнее использовать на дальних ударах, требующих ювелирной точности.

Можно произвести удар над маскирующими шарами: при этом открытый мост не утратит устойчивости, поскольку, в отличие от закрытого, ставится на четырех пальцах. Подобная конструкция гораздо более устойчива, чем закрытый мост без опоры на запястье.

Количество и разнообразие реальных ударов, выполняемых с V-образным упором, гораздо больше. Проше говоря, любой удар с закрытого моста можно выполнить и открытым, а наоборот - нельзя.

Возможные минусы

Во время выполнения удара шафт может пойти в сторону и вверх, он зафиксирован значительно менее жестко, чем внутри «кольца» закрытого упора.

У низкорослых игроков и детей, вынужденных держать кий слишком близко к центру тяжести, возрастает вероятность того, что шафт будет «вылетать» вверх, словно колодезный журавль.


Закрытый мост

Плюсы

Шафт почти не отклоняется, его движение строго прямолинейно, что придает уверенность в момент прицеливания и при ударе.

Так же можно быть уверенным, что до, в момент удара и после него кий не поведет вверх. Если ударно-маховое движение прямолинейно, удар приходится точно в ту точку битка, по которой вы целитесь.

Дети и низкорослые игроки могут держать кий ближе к центру тяжести, не опасаясь, что турняк перевесит шафт и тот пойдет вверх в момент удара.

Возможные минусы

Указательный палец, обхватывающий шафт сверху, прерывает линию прицеливания - это может помешать, когда требуется выполнить предельно точный удар. Кстати, игроки в снукер, которым необходима исключительная точность во время каждого удара, пользуются только открытым упором.

Практически невозможно бить по битку через шар, поскольку в таком положении закрытый упор крайне неустойчив. В большей степени он ограничен анатомией. С закрытым мостом почти нереально выполнить удар, если игроку приходится вытягивать корпус, а также играть от борта.

Впрочем, несмотря на перечисленные достоинства и недостатки, - вполне объективные - выбор кистевого упора во многих ситуациях обусловлен личными предпочтениями шрока, и ничем больше. Например, чемпион мира по «Девятке», тайванец Фон Панг Чао, играет в основном с открытым мостом, а саму «девятку» бьет с закрытым.


Как определить прицельный глаз?

Перед тем как учиться игре в бильярд (и не только), следует определить, какой глаз у вас прицельный. У многих подобный вопрос даже не возникает - «…целюсь левым/правым глазом, потому что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть - и тот глаз, которым целятся, является прицельным. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у лругнх - левый, но встречаются и люди с обоими прицельными глазами.

Определить прицельный глаз очень просто.

Полижите мел на дальний короткий борт стола, сами же встаньте у переднего короткого борта, не закрывая глаза, укажите пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Теперь закройте левый глаз: если указательный палец продолжает указывать на мелок, значит, правый глаз - прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз: вы увидите, что палец указывает совсем не на мелок, а в какую-либо другую точку.

Соответственно, если при закрытом правом глазе вы верно указываете на месторасположение мелка, то у вас прицельный глаз - левый. Если же палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит, у вас оба глаза прицельные.

Если прицельный глаз у вас левый, вы стараетесь, чтобы при прицеливании именно левый глаз находился на линии нанесения удара над кием, и наоборот. Человека, у которого оба глаза прицельные, можно легко определить: его подбородок находится непосредственно над кием.

Вам также пригодятся следующие советы:

После того как вы определились, как и какой шар вы будете играть, во время прицеливания и нанесения удара сосредоточьте взгляд на прицельном шаре, а не на битке;

Во время нанесения удара не переводите взгляд с прицельного шара на играемую лузу.


Удары кием по битку

Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Таких направлений девять, и каждое из них определяет название удара.



Девять основных точек удара

Клапштос (удар в центр битка)



Один из основных ударов, позволяющих «положить» шар наверняка. При клапштосе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, стол кнувшисьс «чужим» шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении. Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара, но очень труден на дальнем.

Клапштос наиболее трудновыполним, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть. В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к центру шара.

Клапштос, удар в центр шара, является краеугольным камнем всей бильярдной техники, и, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть «крученый» удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка)

Зачастую требуется, чтобы «свой» шар после соприкосновения с «чужим» пошел вперед. Для этого в верхнюю часть битка наносится протяжный длинный удар.

Биток кроме толчка в направлении от игрока получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед.

Накат обычно с большим удовольствием применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка)

Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров «свой» ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. В противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Правый боковик

Левый боковик

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов, ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара. Большое значение при этом имеет состояние наклейки: только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо его движение после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам.

Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях, но большое распространение получили лишь после усовершенствования киев и изобретения кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности выполнять отыгрыш и выход.

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка)

При таком ударе биток получает кроме поступательного движения вперед вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром и передав ему поступательное движение, завертевшись волчком, пойдет только вправо.

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка)

Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки (иногда их называют боковой накат или боковая оттяжка).

Верхний правый боковик, или накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка)

Данный удар выполняется, если необходимо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Накат вправо сообщает шару три вида движения:

Поступательное движение вперед;

Ускоряющее движение - накат,

Некоторое, на глаз едва заметное отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, то есть эффе.

Верхний левый боковик, или накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка)

Последствия данного удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

Нижний правый боковик, или оттяжка вправо (удар в точку вправо и вниз от центра битка)

В результате удара биток после столкновения «оттягивается» назад и вправо.

Нижний левый боковик, или оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка)

В этом случае «свой» шар, столкнувшись с играемым, «оттягивается» назад и влево.

Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка - большое значение имеет удаление «своего» шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5–2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром «своего» шара и его верхним краем. При ударе о другой шар биток хоть и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же «свой» шар отстоит от прицельного на 0,2–0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, так как шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы. Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

Необходимо производить аналогичную корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара (при выполнении оттяжки и боковых ударов).


Отраженные удары: дуплет и абриколь

При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. п., следует учитывать три закона физики, применимые в бильярде:

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);

3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

а) дуплет;

б) абриколь.


Дуплет

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13).



Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет - вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.

Прямой дуплет

В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.

Резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14).



Круизе

Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15).



Абриколь

Напомним, абриколь - это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16).



Например, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.

Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:

Определить точку прицеливания при ударе от борта;

Выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;

Определить силу нанесения удара;

Правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.

Существует несколько физических законов, к которым следует обращаться при исполнении отраженных шаров.

Напомним два из них:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.

«Математический расчет»

Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, показанной на рис. 17?



В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.

«Крест»

Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18.



Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая - от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадаете точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.

«Параллели»

Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19).



Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не стоит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.

Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.

«Прямоугольник»



На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на которой находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.

«Зеркальное отражение»

Этот метод следует применять, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).



Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.

Винт. Накат и оттяжка

В каждой игре есть своя изюминка. Такая изюминка есть и в бильярде.

Название этой изюминки - винт. Согласно бильярдной терминологии, винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится волчком вокруг своей вертикальной оси. Винт - это заранее рассчитанный удар не по центру шара. Причем в зависимости от того, в какую часть шара наносится, он так и называется: в верхнюю часть - верхний винт, или накат; в нижнюю часть шара - нижний винт, или оттяжка; правее центра шара - правый винт, левее - левый винт. Есть еще винты, совмещенные пропорционально и непропорционально: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. Эта пропорция определяется игроком для каждого конкретного удара. О винтах можно говорить бесконечно. В теории это самая непросчитанная и самая непросчитываемая часть.

Путаются в винтах порой не только начинающие. Вы уже знаете, что при точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка) биток должен вернуться прямо к вам. При смещении точки удара кием по битку биток придет от борта не точно к вам, а пройдет правее или левее. Краткое описание всех эффектов винта сделать очень сложно, но еще сложнее применять винты на практике. Винты чаще всего применяют для изменения траектории битка. Какое влияние на траекторию шара при горизонтальном ударе оказывает тот или иной винт и при каких обстоятельствах?

Этих обстоятельств немало:

В результате действия самого кия;

Вследствие взаимодействия с покрытием (сукном);

Вследствие взаимодействия с бортом (с бортами), когда винт может приобретать еще значение попутного и обратного;

В результате взаимодействия с другим прицельным шаром (шарами);

В зависимости от степени удаленности от центра точки приложения силы, то есть от силы винта;

В зависимости от силы самого удара;

В зависимости от полноты контакта с другим прицельным шаром, то есть от резки;

Во всевозможных сочетаниях уже конкретной игровой ситуации, где ничего уже не может быть произвольным.

Начнем с начала перечня. Первоначальной причиной всех бед является тот факт, что каждый удар кием по боковой поверхности шара отклоняет его в противоположную сторону. Левый винт - вправо, правый винт - влево.

Если расстояние между шарами будет большим, то «свой» шар станет подвержен эффектам вращения и начнет поворачивать в ту сторону, по которой был произведен удар. Здесь очень важны сила и качество удара, степень винта, качество покрытия. При горизонтальных ударах эти отклонения не будут большими, но и их необходимо учитывать при оценке каждого бокового удара. Теперь, стремясь придать максимальное вращение «своему» шару при горизонтальном ударе, игрок может идти двумя путями: во-первых, удалять точку приложения силы от центра шара, а во-вторых, ускорять движение самого кия, то есть делать более стремительный удар. Но надо помнить об одном правиле - удалять точку приложения силы при винте можно не более, чем на 60 % от центра. Именно здесь критический предел контролируемого удара, за этой чертой кий при ударе будет обгонять шар.

Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар (или биток, как хотите) после удара пошел вперед. Для этого биток нужно ударить протяжным длинным ударом в верхнюю часть. Сделать это надо плавно и протяжно, а направление удара должно проходить в плоскости, параллельной бильярду. Есть еще один маленький секрет наката. При таком ударе важно не просто бить в верхнюю часть шара, но и немного опустить правую руку так, чтобы удар шел как бы немного внизу вверх. Тогда биток, двигаясь вперед, завертится еще и сверху- вниз, и когда он ударит по прицельному шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, а сам после удара продолжит двигаться вперед. Подобный удар, как вы уже поняли, называется «накат». Накат самый обыкновенный и легкий удар. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар. В «комбинированной пирамиде» («Американке») это вообще самый распространенный удар. Он, как правило, делается для того, чтобы после реализации удара «свояк» подкатился к лузе. Так игрок делает себе «выход» для реализации следующего удара. Нередко профессиональные игроки заканчивают партию, забив все 8 шаров в одну лузу, пользуясь исключительно накатом.

Для того чтобы биток, ударившись о прицельный шар, отошел назад, ему нужно сообщить два вида движения: одно поступательное, а другое вращательное, снизу вверх, то есть придать ему обратное вращение. При этом надо обязательно ударить в нижнюю часть шара, а правую руку необходимо держать строго параллельно плоскости игровой поверхности. Изредка игроки приподнимают правую руку, как бы совершая удар немного сверху вниз. Как и в предыдущем случае, биток после удара передаст прицельному шару поступательное движение, однако сам покатится не вперед, а постояв секунду-другую на месте, двинется назад. Этот удар называется «оттяжкой». Это, пожалуй, самый красивый, но и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки, и применение ее весьма обширно.

Совершая оттяжку, игроку необходимо сконцентрироваться на точном выполнении условий этого удара, а главное - на его полной завершенности до того момента, как вы начнете приподниматься над столом, желая уступить место своему шару. Сконцентрируйтесь на ударе, ведь шар обратно «по щучьему велению» «не прибежит». Не ожидайте также сразу и высоких результатов.

Итак, ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, не размахивайте кием слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара, а не сила. Как ни странно, но даже если вам надо сделать сильную оттяжку назад, мощно при этом бить не обязательно и даже не нужно. Притом огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная, до известной степени, и шероховатая - лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку и если биток и прицельный шар стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием вниз под углом 45° (мы говорили о необходимости таких ударов чуть выше). Иногда необходимость удара сверху вниз появляется, когда шар стоит почти у борта и возможности поставить кий параллельно столу нет. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас же выдаст игрока подготовленного. По степени трудности этот удар можно сравнить с клапштосом через весь стол. Чем больше вы вкладываете в удар конкретных игровых требований, тем больший контроль за техникой удара потребуется при исполнении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учись играть в настольный теннис автора Барчукова Галина Васильевна

НАКАТ Технический прием накат появился значительно позже срезки. Возможность выполнять этот технический прием возникла с изобретением ракеток с губчатыми и резиновыми накладками. Мяч как бы обкатывают, «гладят» ракеткой снизу-вверх-вперед. Наверное, поэтому этот

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Винт Винт (от нем. Gewinde - нарезка, резьба, через польск, gwint), деталь машины цилиндрической, реже конической, формы с винтовой поверхностью или деталь с винтовыми лопастями. Различают группы В.: непосредственно взаимодействующие с внешней, или рабочей, средой и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Альтернативная культура. Энциклопедия автора Десятерик Дмитрий

Винт ВИНТ - объединяющее название для группы наркотиков (перветин, джеф, мулька, белый) на основе алкалоида эфедрина. Создаются с помощью ряда операций с лекарством от простуды, содержащим эфедрин, - солутаном. В. по своему воздействию является активным, стимулирующим,

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Винт вместо крыла? В этом собрании, как в капле воды, отразились те перемены, которые назревали в обществе. Конечно, Жюль Верн не мог не отразить их в своих книгах. Сцена, увиденная им в зале, в романе «Робур-завоеватель» превратилась в эпизод сражения тяжелого «Альбатроса»

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Винт вместо крыла Аэроплан или винтокрыл? Увлекшись достижениями авиации, мы с вами как-то совсем упустили из виду, что кроме самолетов в ней есть летательные аппараты и других типов.Способность вращающегося винта подниматься в воздух, как мы уже говорили, была известна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Винт с резкой Теперь, когда мы узнали необходимое о резке, следует продолжить разговор о винтах. Если вы сместите удар с оси прямой удара по «своему» шару всего наполовину его диаметра, то при отскоке он сместится от прямой линии вправо или влево от своего естественного

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Архимедов винт Архимедов винт определяется чаще всего как архимедов червяк, применяемый в червячных передачах различных механизмов. Архимедов винт.Архимедов винт, или червяк, выполняется по принципу архимедовой спирали – траектории точки, равномерно движущейся по

Из книги автора

Винт Винт – металлический стержень преимущественно с резьбой, но в ряде случаев винты изготавливают из прочной пластмассы на специальных штампах. Такие винты используются для соединения небольших деталей деревянных или пластмассовых. Винты металлические

Из книги автора

Совет № 116 Зимой перед перекрестком начинать торможение нужно заранее, поскольку перед ним могут быть гололед или снежный накат Если вы не последуете этому совету, рискуете выехать на перекресток, а это не сулит ничего

Казалось бы, что может быть проще, чем катать шары? На самом деле, игра в бильярд является одной из самых сложных, так как все элементы одинаково важны: сила удара, стойка, угол и т. д. Чтобы стать игроком высокого уровня, необходимо много тренироваться и прилагать максимум усилий. Однако понять самые элементарные техники и суть игры в теории можно за несколько минут. Как правильно играть в бильярд? Для начала нужно прийти в заведение и арендовать стол. Тщательно следует отнестись к выбору кия, обратить внимание на наклейку, которая приклеивается на конец. Она должна быть сделана в виде сферы и хорошо держаться. Если возле стола есть мел, то можно начинать играть.

Правила русского бильярда

Существует два самых популярных вида этой игры во всём мире: русский и американский. Рассмотрим их по порядку. Как правильно играть в русский бильярд? Для начала нужно взять специальный треугольник, расположить его так, чтобы вершина стояла на определённой точке (на столе будет видно). В треугольник вкладываются все шары, кроме одного. Игру можно начать с любой стороны. Тот шар, который не находится в треугольнике, предназначен для первого удара. Его необходимо расположить на другой специальной точке в противоположной стороне.

Игрок наносит первый удар, и если какой-либо из шаров попал в лузу, он продолжает. В случае неудачного результата, право бить переходит к другому игроку. Здесь различают два удара в бильярде: «чужой» и «свой». Первый выглядит так: игрок бьёт по шару, который, в свою очередь, толкает другой шар в лузу. «Свояк» - это когда первый шар бьётся о другой и сам залетает в лузу. Такой удар характерен только для русского вида игры.

Американский бильярд

Правила игры в (пул) значительно отличаются от русского. Здесь партия проходит быстрее, легче и веселее. Для новичка этот вид бильярда является наиболее приемлемый, так как лузы на несколько сантиметров шире и при желании можно запустить в одну сразу несколько шаров.

Как правильно играть в бильярд американка? Для начала необходимо также собрать пирамиду шаров, а на противоположную сторону поставить белый шар (все удары будут проводиться по нему). Затем игрок, кому выпал первый ход, разбивает треугольник. Соперникам нужно решить, какими шарами будет играть каждый из них. Здесь есть полосатые и цветные шары. Игроки должны забивать битки только своего типа. Кроме этого, есть чёрный шар, который необходимо загнать в лузу последним. Если он залетит во время игры, тот игрок, кто бил, считается проигравшим. Партия считается правильно сыгранной, если один из соперников закатал все свои шары, а затем и чёрный.

Основные ошибки новичков

Как правильно играть в бильярд? Чтобы научиться этому искусству, нужно, прежде всего, сильно захотеть. Одним из самых очевидных способов является посещение бильярдного клуба с друзьями. Просто начинать играть, следить за другими, более опытными игроками, прислушиваться к советам и стараться повысить свой уровень. Так делают около 95% процентов всех новичков, и это основная их ошибка. Дело в том, что далеко не все играющие рядом люди являются профессионалами, и их советы могут навредить.

Чтобы избежать такое развитие событий, необходимо сразу учиться правильно, и для этого нужно общаться только с игроками высокого уровня. Игра на уровне интуиции не приведёт к успехам. Никто ещё таким путём не научился правильно бить по шару, видеть игру и управлять ей.

Первые шаги

Как и в любом другом деле, в бильярде есть теория и практика. Безусловно, процесс игры очень важен для того, чтобы стать профессионалом. Но никто ещё не отменял теоретическую часть. Для начала следует изучить правила игры. Как уже было отмечено, есть несколько видов бильярда, основными из которых являются русский и американский. Каждый для себя выбирает тот, который ему ближе.

Кроме этого, есть школы бильярда, где за определённую плату из любого человека сделают хорошего игрока. Но не обязательно посещать это заведение, чтобы стать профессионалом. Как это ни странно, существует литература по бильярду, и её довольно много. Большинство новичков не интересуются этим, и их навыки не будут сильно эффективными. Это очень важный шаг, помогающий в будущем строить правильную тактику. Благодаря книгам, можно постичь азы этой игры, знание которых сделает процесс обучения интересней и быстрей.

Выбор стойки

Правильная стойка - половина успеха. Под этим термином понимается положение корпуса во время удара. Однако чтобы научиться правильно вставать в стойку, не обязательно бить по шарам. Для начала нужно взять кий, и примерно в десяти сантиметрах от его тяжёлого конца обхватить пальцами. Инструмент не должен болтаться, но и напрягать руку тоже не стоит.

Потом нужно подойти к столу для бильярда, и тонкий конец кия положить на его край перпендикулярно. Правую ногу нужно расположить под кистью правой руки. Левую ногу нужно оттянуть влево и поставить на полметра впереди правой. Затем левую руку нужно подставить под кий. Он должен ходить между большим пальцем и костяшкой указательного. Остальные пальцы играют роль опоры. Ладонь должна находиться на столе, а костяшки приподняты.

Затем нужно положить голову так, чтобы подбородок находился на десять сантиметров выше кия. Обычно у новичков всегда болит плечо, но это хороший знак. Значит, он сделал всё правильно, при регулярных тренировках неприятное чувство уйдёт.

Удары в бильярде

При ответе на вопрос как правильно играть в бильярд, опытные игроки отвечают: сначала нужно научиться бить по шарам. Рекомендуется перед каждым действием использовать мел, который помогает создать трение. После этого нужно выбрать шар, по которому лучше ударить и направление, куда он в итоге попадёт. Затем следует воспользоваться правилами становления в стойку. Её нужно сформировать так, чтобы линия удара проходила через центр шара, по которому следует бить и совпадала с этим направлением.

Во многих заведениях проводят турниры по бильярду, и при возможности их лучше посещать. Там играют профессионалы, и, наблюдая за их действиями, можно отметить для себя что-то важное. Следует помнить, что перед ударом нужно провести несколько разминочных движений. Взгляд должен быть направлен сначала на точку, куда попадёт биток, затем проверить в центр ли шара упирается кий, и в конце обратить внимание на уровень прицеливания.

Значение удара и стойки

В любой школе бильярда основное внимание уделяется именно этим компонентам. Как ни крути, без правильной стойки и верно поставленного удара в этой игре делать нечего. Эти навыки со временем ухудшаются, поэтому нужно постоянно их тренировать. Причём необязательно это делать во время партии. Можно самому прийти в заведение, арендовать стол для бильярда и отрабатывать удары.

Прежде чем переходить к этому компоненту, нужно уметь правильно становится в стойку. Ведь сделать хороший удар без верного подхода практически невозможно. Поэтому в специализированных школах сначала тренируют стойку. Также рекомендуется смотреть видеоуроки и посещать турниры по бильярду. В большинстве случаев, вход на соревнование бесплатный, но полученный опыт бесценный.

Упражнения для новичков

  • Тренировка «холостого» удара. Здесь необходимо несколько раз проводить кием вдоль линии, нужно следить за тем, не уходит ли он в сторону.
  • Удар по «своему» шару в лузу. Сделать это довольно просто, но в процессе будет вырабатываться сила и точность.
  • Удар по «чужому» шару. Потихоньку нужно стараться внедрять в тренировки другой биток и пытаться попадать по нему.
  • Резаные удары.

Эти шаги представляют собой некий алгоритм, которому нужно следовать при постановке удара. Даже опытные игроки иногда тренируются, поставив два шара на среднюю линию стола. Из этого положения существует масса вариантов выхода. Самый простой - забить «чужой» шар в среднюю лузу.

При этом «свой» может отскочить куда угодно, и следующий удар будет выполнять довольно сложно. Поэтому в игре огромное значение имеет расположение шара после удара. Профессионалы могут сделать клапштос (удар по центру битка), при котором «свой» шар останется на месте. Если ударить с оттяжкой, биток покатиться назад и есть вероятность попадания в противоположную лузу. Если пробить с накатом, «свой» покатится за другим и, возможно, залетят сразу два битка. Такая тренировка позволит отточить мастерство в разных видах ударов, если такая ситуация возникнет во время игры, появится множество вариантов.

Обучение с тренером

Многие считают, что работа с профессионалом необходима на пути к игроку высокого уровня. В этом есть своя правда. Мы уже рассмотрели, как правильно играть в бильярд и что нужно для этого. Если стоит цель - стать то самостоятельного обучения не хватит. В этом случае работа с тренером является обязательной.

Играть постоянно среди экспертов - дорогого стоит. Ведь тренируясь с лучшими, быстрее развивается мастерство. Когда уже все основы будут пройдены, можно научиться разным фишкам. В бильярде их огромное количество, что только стоит или винт. Безусловно, выполнять такие удары очень сложно, но если постараться, можно стать мастером игры.

Некоторые советы от профессиональных игроков:

  1. Первый удар, разбивающий треугольник, называется «разбоем». Для успешного его выполнения биток рекомендуется ставить не в центральную точку, а на 10-15 см левее или правее.
  2. Чтобы пробить сильно, нужно правильно встать. Ноги на ширине плеч, правая на линии кия, носок левой под прямым углом.
  3. Чтобы удар получился хорошим, нужна опора. Нельзя дёргать руку, кий следует расположить между большим и указательным пальцем.
  4. Высоту опоры нужно отрегулировать так, чтобы кий упирался на 1-2 мм выше центра битка.
  5. Для мягкого удара нужно правильное расположение кия. Он должен лежать на подушечках бьющей руки. Во время прицела вес необходимо держать на отставленной ноге, затем резко перенести его на переднюю и сильно пробить. Если сделать всё верно, удар получится отличным.